Индия вкладывает значительные инвестиции в иранский порт Чабахар, расположенный недалеко от пакистанского порта Гвадар, откуда перевозятся китайские товары. Kun.uz пригласил политологов Наргизу Умарову и Фархода Каримова обсудить эту новость, имеющую большое значение для внешней торговли Узбекистана.
Чабахар является единственным океанским портом Ирана и имеет потенциал достижения уровня одного из 10 мегапортов мира. Но этот объект уже много лет находится под санкциями. На определенный период, при администрации предыдущего режима в Афганистане - президента Ашрафа Гани, санкции с порта были сняты с целью создания возможностей для Кабула.
Чабахар является важным портом коридора «Север-Юг», и инициативы по популяризации объекта и выводу его на международный уровень восходят еще ко временам иранского шаха. Но порт, имеющий стратегическое значение до сих пор не может полностью избавиться от ограничений. После нескольких лет переговоров Индия и Иран достигли соглашения. Управление портом передается Индии сроком на 10 лет.
Почему же Индия так старается развивать именно этот порт?
Можно сказать, что амбиции Дели носят политический, геополитический и экономический характер. Прежде всего, поскольку крупнейшим конкурентом Индии в регионе является Китай, для Дели вполне естественно искать альтернативные пути. Кроме того, два важных порта Пакистана — Гвадар и Карачи — в основном обслуживают экспорт китайских товаров. Иранский Чабахар является наилучшим выходом для Индии, у которой холодные отношения с обеими странами.
Кроме того, отношения пришедшего к власти в Афганистане движения «Талибан» с Пакистаном нельзя назвать очень хорошими. В частности, учитывая, что порты Пакистана на сегодняшний день являются единственной возможностью экспорта афганских товаров, «капризы» Исламабада закономерны. В такой ситуации коридор в обход Пакистана также отвечает интересам талибов. Осознавая ситуацию, Индия призывает «Талибан» для популяризации порта. Например, представители внешнеполитических ведомств двух стран, встретившиеся в марте этого года, обсудили проблему Чабахара. Сообщалось, что талибы намерены вложить 35 миллионов долларов.
По словам политолога Наргизы Умаровой, Гвадар и Чабахар — это два порта, находящиеся неподалеку и конкурирующие друг с другом. Потому что за обоими объектами лежат интересы таких гигантов, как Китай и Индия. А взгляд Индии, обращенный на Чабахар заставляет Пекин нервничать. В этой ситуации в вопрос может вмешаться Китай при посредничестве Исламабада.
По мнению политолога Фархода Каримова, главное – это позиция Запада и США. Вашингтон может даже рассмотреть план Индии по смягчению санкций в отношении Ирана. Все потому, что Индия остается главной страной в регионе, способной противостоять Китаю, главному конкуренту США.
Чабахар имеет чрезвычайно важное значение для внешней торговли Узбекистана. Популяризация Чабахара — хорошая возможность для Ташкента, который искал торговые пути как при первой, так и при нынешней администрации. Но при этом Узбекистан не отказывается от своих планов и возможностей достичь Пакистана через Афганистан, ищет альтернативные пути. К примеру, держа путь в Иран, не следует забывать считаться и с таким капризным партнером, как Туркменистан.
Беседовал Шохрух Маджидов.