По его словам, в бизнес он пришёл случайно. После окончания с отличием математического факультета университета, он хотел заняться научной деятельностью в области математики, но планы изменились, и он пришел в розничную торговлю.
«В 1992 году произошли большие изменения. Я только что женился, появилось чувство ответственности, стал задумываться, как прокормить семью. Так я начал свой бизнес. Поработал год-другой, потом по совету отца («бизнес – тоже наука, ему тоже нужно учиться») поехал на учёбу в Англию. Окончил учёбу в 1994 году, и занялся дистрибьютерским бизнесом, а именно поставкой продовольственных продуктов в Узбекистан. К примеру, привозил сахар, растительное масло, муку из Казахстана, продукцию компании Unilever, чай Lipton, непродовольственные продукты (мыло, шампунь), а потом продавал.
После того, как рухнула централизованная советская система, традиционные магазины не смогли быстро адаптироваться к новой рыночной экономике. Поэтому вся розница вышла на рынки. На рынках Ипподром, Аския в Ташкенте стали торговать не только сельскохозяйственной продукцией, они стали местами, где продавалось абсолютно всё. Я думал, что это переходный период, и что потом розничная торговля будет развиваться. С такими мыслями я начал поставлять товары в магазины разных махаллей.
В то время приватизация происходила следующим образом. Активы магазина должны были приватизировать именно члены коллектива этого магазина. Система была такова, что вместо коллективной приватизации владельцем становился заведующий магазином. К примеру, заведующий и члены его семьи становились владельцами 90-97 процентов активов, а 1-2 процента получали другие члены коллектива. В то время завмаги имели авторитет. Поэтому имущество не распределялось по справедливости среди всего коллектива.
Люди, работавшие в советской системе торговли, только и умели, что привозить товары с базы и продавать их. Те, кто выполнял план, был шустрым, получали премии. Теперь всё это прекратилось. Нужно было заниматься розничной торговлей в качестве частного предпринимателя. Однако люди тогда были старой формации, они не могли быстро адаптироваться к новшествам. К примеру, я сдаю им продукцию, а они говорят: дай в долг. То у них нет оборотных средств, приходите завтра, то продадут продукцию, а потом говорят: «деньги налоговик забрал», «у дочки свадьба». Мне приходилось очень тяжело, когда я был поставщиком товаров в розничную торговлю.
И вот в 1996 году убедившись, что люди не понимают потенциала розничной торговли, мы зарегистрировали действующее предприятие Angelsey Food. Мы завезли современное оборудование, сделали ремонт, и начали работать в современном формате. В то время торговля в основном велась за прилавком, поэтому люди приходили и говорили: дайте воды, дайте масло. Они не привыкли к магазинам с самообслуживанием. Преимущество такого магазина заключалось в том, что можно было работать небольшим коллективом, и при этом в магазине отоваривалось большое количество людей.
- Почему вы назвали свою торговую сеть именно Корзинка.уз?
В то время я не особо разбирался в розничной торговле. Поэтому перед открытием магазина я разместил объявление в английском журнале, и написал там, что нам нужен управляющий для первого супермаркета в Средней Азии. Поступило около 20 резюме. Мы составили шорт-лист, выбрали троих, и я потом с ними лично побеседовал. Один человек, Джон Эрнер, имел большой опыт в торговле продовольственными продуктами и розничной торговле. Он участвовал в создании сети магазинов в Северной Африке. Тогда он уже был пожилым человеком, пенсионером. Посидел два-три года дома, ему стало скучно. А в то время Узбекистан был государством, только что появившимся на карте после развала Союза, пусть после независимости прошло 4-5 лет (это был 1996 год), но всё равно, видимо, ему стало интересно. Тем более, Узбекистан начал очень хорошо развиваться, поэтому он заинтересовался и приехал сюда. И мы стали с ним думать, как назвать магазин. Я учился в городе Брайтон, и сказал, может, назовём «Брайтон-фуд»? На что он сказал нет, это будет как отголосок Советского Союза, и подражание Америке (известный квартал эмигрантов в Нью-Йорке). Потом рассказал, что бывал в одном местечке Уэльса - Ангелси, там хорошо развито рыбоводство, молочное производство, и оно известно во всей Англии и даже в Европе. Он часто ездил туда на рыбалку в детстве вместе с отцом, поэтому предложил – давай назовём Angelsey Food? В те годы ещё не было Гугла, и если нужно было что-то найти, искали на так называемых жёлтых страницах. И Джон Эрнер сказал, что буква А находится впереди буквы В, т.е. найти название Angelsey Food можно быстрее, чем Брайтон-фуд. Я согласился. То есть юридическое наименование фирмы появилось именно так. Наши магазины мы тоже стали называть Angelsey Food. Примерно до 2004 года они так и назывались. Я путал их с названием точек фастфуда – Angel's Food. Да и для узбекской речи такое название не очень благозвучно. Кто говорил Английский-фуд, кто-то Sea-Food (морепродукты), то есть все интерпретировали по-своему. Тогда, в 2000-х, начали появляться первые интернет-магазины, у меня было множество планов, и я задумал открыть такой магазин, который обслуживал бы весь город. Если бы мы назвали его Angelsey Food, то возникла бы проблема с доменом, люди путались бы и не смогли правильно набрать. Поэтому мы решили придумать что-то попроще. Я выбирал между названиями Гастроном.уз, Продмаг.уз. Тогда мы работали с компанией «Урал-Маркетинг», друзья оттуда предлагали разные названия, в том числе название Корзина.уз. Я подумал, что корзина – это в персональном компьютере корзина для мусора. И меня осенило – надо назвать не Корзина.уз, а Корзинка.уз, то есть уже совсем в другом значении. Многие спрашивают, а почему выбрали русское слово, особенно в последнее время. Я отвечу так. В то время я был очень амбициозным и планировал, что будем работать с Россией, с Казахстаном, и узбекское слово «саватча» может быть для них непонятно.
Тогда я потратил большие деньги на рекламу, 15-20 тысяч долларов. Потом я подумал: у нас 4-5 магазинов, и они все называются трудным для произношения наименованием. И вот мы решили снять название Angelsey Food и повесить Корзинка.уз. В то время, как и сейчас за баннеры нужно было платить, но за рекламу на своём здании – нет. И я подумал, что это тоже рекламное пространство. Вот так и получилось название Корзинка.уз.
- Меняются времена, меняется политика. В чём же секрет того, что Корзинка.уз постоянно имеет успех, несмотря на то, что уже долго находится на рынке?
- Я думаю, это связано с тем, что, когда мы начинали, мы немного опережали время. Мы работали с разными компаниями, и набирались опыта. Когда открылись первые супермаркеты, люди ещё помнили о дефиците продуктов, и бывало такое, что действительно к нам съезжались со всего города. А когда уже всего стало вдоволь, люди стали лениться. И вот поэтому мы стали открывать сеть супермаркетов, чтобы не терять своих потенциальных клиентов.
- Как видим, магазины Корзинка.уз есть по всей республике. Если не секрет, сколько всего у вас магазинов, и сколько вы арендуете?
- В данный момент у нас 54 магазина, и там трудятся 4300 работников, но они работают не только в магазинах. У нас есть склады, разные отделы, например финансовый отдел, администрация. Сейчас, во время пандемии было создано 534 новых рабочих места. На каждый магазин приходится по 50-60 работников и есть ещё резерв. Это очень удобно и важно особенно сейчас, в период карантина. К примеру, один из наших сотрудников контактировал с коронавирусными больными, его поместили на карантин, а всех остальных работников отправили на домашний карантин. И мы за два дня собрали новый коллектив, всё продезинфицировали и восстановили рабочий процесс.
- Какие проблемы у вас возникли при открытии новых магазинов?
- Есть узбекская пословица – «из двух чашек сделать три трудно, а вот из десяти сделать одиннадцать – легко». Вот также и с магазинами. Если есть десять магазинов, открыть одиннадцатый очень просто. Взять из каждого магазина по 2-3 работника, и уже их будет 33. Опытные работники будут обучать новых, и работа наладится. А вот когда было два магазина и открывали третий – на это потребовалось много труда. Ведь если поставить в новый магазин сразу 30 неопытных новичков, они завалят всю работу. Поэтому приходилось брать из каждого магазина по 10-15 опытных работников. На обучение новичков, проведение для них тренингов уходили большие средства. У нас есть постоянно функционирующий учебный центр. Если 54 магазина выделят на это средства, будет не так заметно. А вот когда всего четыре магазина – это проблематично. Бывало и такое, что работали в убыток. Первый наш магазин приносил хорошую прибыль. А вот когда открыли второй, третий – прибыль получать стало очень сложно. Я сам был и завмагом, и на работу принимал, и обучал, как надо работать. А когда увеличивается количество магазинов, увеличиваются и расходы, например, нужно открывать отдел поставки товаров. Когда был один магазин, за всем было легко уследить – где лампочка перегорела, где крыша протекает. А вот когда у вас 54 магазина – сложно. Но в плане расходов это выходит дешевле.
На вопрос корреспондента о том, каким образом товары от производителя могут попасть на полки его супермаркетов, Зафар Хошимов ответил, что для этого продукция сначала должна заработать себе имя на рынке.
Предприниматель рассказал о том, как сеть супермаркетов заняла прочное место на рынке за прошедший период, поделился своим опытом в безналичной и онлайн-торговле, вспомнил жизненные случаи. Кроме того, он разъяснил разницу культур при строительстве маркетов, рассказал о своих трудностях и опыте в использовании рекламы.
По словам Зафара Хашимова, во времена, когда не было свободной конвертации валюты, проблемы розничной торговли были совершенно другими. Кроме того, в ходе беседы предприниматель прокомментировал часто обсуждаемый ритейл и производственные отношения.
Полную версию интервью можно увидеть на канале Youtube.
Беседовал Алишер Рузиохунов,
оператор Отахон Юсупов
Перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва