В городах наших растут экологические проблемы, загрязняется воздух. Это связано с выбросами предприятий и выхлопами автомобилей.
Обстоятельства, неблагоприятно влияющие на ситуацию:
- несмотря на объявленный мораторий на вырубку, было вырублено около 49 тысяч деревьев,
- продолжается строительство с неутверждёнными генеральными планами строительства, хотя было объявлено о приостановке такого строительства,
- увеличивается объем токсичных газов, выбрасываемых автотранспортом, причина: и топливо и автомобили не соответствуют экологическим требованиям,
- в результате роста населения города Ташкента, также увеличивается количество легковых автомобилей, общее состояние общественного транспорта неудовлетворительное, уровень нагрузки на автомагистрали высокий, ездить на велосипеде не удобно,
- увеличивается использование угля в качестве топлива, процессы от добычи угля до его сжигания все больше загрязняют окружающую среду (для справки – при сжигании 10 т угольного топлива образуется: 220 кг сажи, 360 кг оксида серы, 64 кг оксида углерода, 16 кг оксида азота, 2 т зольных отходов,
- сжигание мазута в качестве дополнительного топлива в теплоцентралях также приводит к сильному загрязнению атмосферы (только за декабрь в девяти котельных шести теплоцентралей Ташкента было сожжено 3 тыс. тонн мазута),
- разрушение экосистем из-за бессистемного выпаса скота на охраняемых природных территориях, деградация больших земельных площадей приводит к опустыниванию, в результате чего усиливается воздействие на изменения климата,
В результате изменения климата учащаются экстремальные температуры, пыльные бури и засухи. А мы усугубляем ситуацию своими руками.
ПМ (particle materials) – это содержание мелкодисперсных частиц в воздухе, проще говоря, количество пыли, это то, чем мы с вами дышим.
Источники пылеобразования:
• тепловые электростанции;
• промышленные предприятия;
• автотранспортные средства;
• сельское хозяйство;
• строительство.
Существуют факторы, рассеивающие пыль. Это: направление и скорость ветра, температура воздуха, солнечная радиация, количество и продолжительность атмосферных осадков, температурные инверсии (т.е. слой теплого воздуха, препятствующий рассеиванию смешанных частиц).
Теперь о влиянии, которое мы, люди, оказываем.
Город Ташкент расположен в низине. Здесь плотно строить нельзя, неконтролируемая застройка затрудняет циркуляцию воздуха.
Несоблюдение правил строительства, большое количество промышленных предприятий, промзон, увеличение количества теплоэлектростанций, увеличение количества легковых автомобилей, использование угля, сжигание твёрдых бытовых отходов, низкий процент озеленения, неэффективность мер по охране природы и т.д.
Что же делать? Предложения Министерства экологии:
- В целях снижения количества вредных веществ, выбрасываемых транспортными средствами, предложены:
● запрет с 1 июля 2025 года использования моторного топлива экологической категории ниже стандарта «Евро-5»;
● ограничение движения транспортных средств категорий N2 и N3 в городе Ташкенте в часы пик (с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00) в целях уменьшения заторов на дорогах;
● Запрет на движение всех видов автотранспортных средств, выпущенных до 2010 года, установление льгот, преференций и субсидий владельцам автотранспортных средств для перехода на современные автотранспортные средства – электромобили;
● введение специального вида налога для увеличения ответственности владельцев автотранспортных средств, вышедших из эксплуатации;
● создание зон, свободных от транспортных средств, на центральных улицах города;
● правильная организация дорожного движения за счет сокращения количества пересечений транспортного и пешеходного движения, снижения уровня нагрузки на автомобильные дороги, регулирования состава транспортных потоков, скоростного режима;
● перевод общественного транспорта на полностью электрический и другие альтернативные виды топлива;
Необходимо строго запретить использование угля и мазута в городах и населенных пунктах.
В то же время мораторий на строительство в городе Ташкенте, строительство искусственных водоемов, установка табло и мониторов, постоянно сообщающих о качестве атмосферного воздуха, снижение скорости ветра на основе научных данных, создание «зеленых поясов» вокруг города Ташкента, направленных на предотвращение миграции частиц почвы.