Россия запретила экспорт бензина. Каковы последствия для Узбекистана? 

Узбекистан 19:50 / 28.09.2023 19086

Правительство России ввело временное ограничение на экспорт бензина и дизельного топлива. Об этом говорится в постановлении, подписанном премьер-министром страны Михаилом Мишустиным. 

Запрет на экспорт объяснили «стабилизацией ситуации на внутреннем рынке и снижением цен для потребителей». Позднее первый замминистра энергетики РФ Павел Сорокин назвал запрет экспорта бензина и дизельного топлива бессрочным, а срок его действия связал с результатами насыщения рынка. 

Временное ограничение вступило в силу 21 сентября, срок его действия в постановлении не указан. При этом уточняется, что запрет распространяется и на топливо, приобретенное на биржевых аукционах. 

Временный запрет не распространяется на следующие поставки: 

·       в страны ЕАЭС (Армению, Беларусь, Кыргызстан и Казахстан);

·       в Абхазию и Южную Осетию;

·       в рамках межправительственных соглашений;

·       в целях обеспечения деятельности российских войск на территории зарубежных стран. 

По мнению экспертов, ограничение может вызвать негативные последствия в виде снижения валютных поступлений от экспорта на фоне падения курса рубля. Наибольший ущерб это нанесет нефтеперерабатывающим заводам, реализующим продукцию за границу. 

Как это повлияет на Узбекистан? 

По предварительным данным Агентства по статистике, в январе-августе 2023 года в Узбекистане было произведено 892,1 тыс. тонн бензина. Этот показатель на 23,3% больше соответствующего периода 2022 года (768,8 тыс. тонн). 

Для справки, бензин в Узбекистане в основном производится на нефтеперерабатывающих заводах в Бухаре и Фергане (есть также нефтеперерабатывающий завод в Алтыарыке). 

Согласно официальной статистике, за 8 месяцев 2023 года импорт нефти и нефтепродуктов в республику увеличился на 48% до 1 млрд 98 млн долларов, а экспорт увеличился на 86,5% до 175,5 млн долларов. 

Внутреннее производство бензина в Узбекистане не полностью удовлетворяет спрос, в частности, на топливо АИ-80. Это также подтвердил «Узбекнефтегаз». Дефицит острее всего ощущается в холодные дни, поскольку автомобилисты переходят на покупку бензина из-за ограничений на заправках. В частности, в декабре 2022 года, после ограничения деятельности метановых АГНКС, резко увеличился спрос на бензин. После этого с 10 декабря 2022 года акциз на бензин АИ-80 применялся по нулевой ставке, а рост цены на бирже был ограничен. Позже срок применения налоговых льгот был продлен до 31 декабря 2023 года. 

Напомним, в декабре прошлого года Узбекистан договорился с Казахстаном о поставке 300 тысяч тонн казахстанских нефтепродуктов и транзите 300 тысяч тонн российской нефти в Узбекистан через территорию Казахстана. В апреле сообщалось, что Минэнерго Узбекистана и «Газпромнефть» достигли соглашения о поставке 300 тысяч тонн нефти в течение 2023 года. 

В официальных отчетах Агентства по статистике не содержится информации о том, из какой страны и сколько бензина импортируется. Газета.uz, ссылаясь на имеющиеся данные, пишет, что в январе-апреле было импортировано 335,2 миллиона литров бензина, основная часть которого (97,7 %) была закуплена в России. С этой точки зрения запрет экспорта в России может оказать дополнительное давление на цены в Узбекистане. 

Kun.uz обратился с вопросом «Как запрет России на экспорт бензина и дизельного топлива повлияет на внутренний рынок Узбекистана?» в информационную службу «Узбекнефтегаза». Ответа на наш вопрос не последовало. 

Бензин является одним из самых облагаемых налогом товаров в стране, прежде чем он достигнет потребителей. Высокие цены на него вредны для экономики, поскольку рост цен на бензин не приводит к пропорциональному сокращению потребления, а увеличивающиеся транспортные расходы оказывают давление на цены на все товары и услуги.

Больше новостей