Под председательством Шавката Мирзиёева состоялось совещание по вопросу состояния дел в железнодорожной сфере.
Было отмечено, что из-за ситуации на международной арене затраты на транспорт и логистику выросли в несколько раз. Для таких стран, как Узбекистан, не имеющих прямого выхода к Мировому океану, наиболее удобным и дешевым является железнодорожный транспорт. Однако сейчас железнодорожным транспортом перевозится лишь 5% продукции на внутреннем рынке и 45% на экспорт. То есть железнодорожная компания не может конкурировать с перевозкой грузов автомобильным транспортом.
На совещании было отмечено, что темпы реформ в железнодорожной сфере отстают от реформ, реализуемых во всех отраслях экономики, и настало время осуществить фундаментальные изменения и в этой сфере.
В частности, два месяца назад в сфере был назначен новый руководитель. В системе сменилось около 30 безынициативных лидеров. Неэффективные штаты были сокращены.
По поручению президента был изучен 191 железнодорожный вокзал, проанализирована реальная ситуация, проведены встречи с более 500 предпринимателями. В результате данных мероприятий были выявлены основные проблемы, требующие решения в сфере, и определены пути их решения.
В частности, рентабельность некоторых железнодорожных предприятий низкая, часть вагонного парка нуждается в ремонте и обновлении, не созданы необходимые возможности для участия частного сектора в отрасли, коррупция при продаже билетов, условия в вагонах и недостатки обслуживания вызывают справедливое недовольство населения. Все это указывает на необходимость реформирования отрасли.
Глава государства обратил внимание на то, что доходы некоторых железнодорожных станций не покрывают их расходы.
Например, вокруг станции «Назарбек» существуют как акционерные, так и частные логистические компании. Предприятие «Юксарой», принадлежащее ГАЖК, заработало с 1 га земли 277 миллионов сумов в год, а частные предприятия - более 1 миллиарда сумов.
В этой связи была показана важность привлечения и инвестирования частного сектора в железнодорожные станции.
На совещании было отмечено, что загруженность станций высока из-за поступления большого количества импортных вагонов в столицу и областные центры. В этой связи было отмечено, что необходимо изучить возможность переноса железнодорожных грузовых станций за пределы городов. Это позволит сократить движение грузового транспорта в городах и привлечь дополнительные инвестиции в районы.
Также было отмечено, что цифровизация в отрасли находится не на удовлетворительном уровне. В частности, за семь месяцев текущего года только 8% услуг по грузоперевозкам было оформлено в электронном виде, 57% пассажирских билетов реализовано через кассы.
Кроме того, ограничен доступ к центральным станциям. Парковочные места находятся далеко от вокзалов. На станциях не налажено должным образом торгово-сервисное обслуживание.
В целях предотвращения столкновений поездов отмечена необходимость контролировать все автомобильные и железнодорожные переезды, устанавливать дорожные знаки, шлагбаумы и камеры видеонаблюдения.