Если классифицировать дороги по их международному и местному значению, то дороги 1-й категории являются крупными международными автомагистралями, а 4-полосные дороги, которые мы видим ежедневно собственными глазами, считаются дорогами 3-й и 4-й категории. Абдурахман Абдувалиев, ныне экс-глава Комитета автомобильных дорог (1 км = 950 000 долларов США), имел в виду дороги именно этой категории.
В других странах...
По данным на 2022 год, на строительство 1 км дороги 3-й категории в России потрачено 56 млн рублей (около 620 тысяч долларов США). Издание «Транспорт России» добавляет, что в США этот показатель достигает 270 млн рублей (около 3 млн долларов), а в Китае — 226 млн рублей (2,5 млн долларов).
В соседнем Казахстане в 2020 году на один километр дороги 1-й категории (четыре полосы и более) было затрачено в среднем 800 млн тенге (1,8 млн долларов США), а на дорогу 2-й категории – 400 млн тенге (910 тыс. долларов США).
В Украине Государственное агентство автомобильных дорог в 2020 году потратило в среднем 170,6 млн гривен (4,6 млн долларов) на новое строительство 1 км асфальтобетонной дороги первой категории, 77,4 млн гривен (2,1 млн долларов) на строительство дороги 2-й категории, на строительство дороги 3-й категории затрачено 69,6 млн гривен (1,89 млн долларов) на 4-ю категорию и 39,4 млн гривен (1,071 млн долларов).
Каков уровень качества у нас?
Следует сказать, что вся информация, представленная вашему вниманию, относительна. Потому что качество, категория, состав строительных материалов, уровень сервиса, срок службы дорог принципиально разнятся в странах мира. Стоимость строительства дорог в Узбекистане дешевле чем в вышеперечисленных странах. А что насчет их качества? Интересно отметить, что Узбекистан уже несколько лет даже не входит в рейтинг стран по качеству дорог.
Несмотря на то, что цены на дорожное строительство вышеперечисленных стран не сильно отличаются от Узбекистана, они в отличие от нас, занимают определенные места в мировом рейтинге по качеству дорог. Например, в рейтинге из 141 стран, представленном «Quality of roads» на конец 2022 года:
- США – 17 место;
- Турция – 31 место;
- Китай – 45 место;
- Казахстан - 93 место;
- Россия - 99 место;
- Украина - 114 место.
Узбекистана в этом списке тоже нет.
Причины нашего отставания
По мнению экспертов, битумы, используемые в дорожном строительстве в Узбекистане, не соответствуют требованиям. Известно, что зарубежные страны отказались от используемых нами ингредиентов асфальта еще 10 лет назад. Асфальтобетонное покрытие производства США и стран Европы имеет гарантию 15-20 лет. Асфальтобетонные покрытия производства Узбекистана имеют гарантию до 2 лет.
Согласно данным, на территории Узбекистана насчитывается 98 предприятий, производящих асфальтобетонные покрытия. Отмечается, что работа 70 % этих предприятий не соответствует нормам.
Например, на реконструируемом участке строящейся Бухарской кольцевой дороги в Бухарской области протяженностью 16,5 км, при необходимости толщины слоя асфальтобетона в 9 см, на поверку оказалось 7 см.
В 2021-2022 годах на строительство и ремонт дорог в 45 случаях незаконно израсходовано 34,5 млрд сумов.
Подсчет навскидку
По данным Министерства экономики и финансов, на строительство и ремонт автомобильных дорог, их эксплуатацию и оборудование в 2022 году затрачено в общей сложности 8,4 трлн сумов. Если сравнить эту сумму (8,4 трлн сумов = 727,5 млн долларов) с 950 тысячами долларов, о которых говорил бывший председатель комитета Абдурахман Абдувалиев, то получается идеально построенная дорога, протяженностью около 766 км.
Насколько реальны эти цифры? Почему мы не так уж отличаемся от других стран, когда речь идет о расходах, но гарантия у нас не 10, а всего 2 года? Почему мы тратим триллионы долларов на строительство дорог по старым стандартам, от которых современный мир уже отказался? Кто больше всех «хромает» в цепочке оценки, выбора строителей, финансирования, строительства, передачи и приемки и контроля?
Предлагаем вашему вниманию пример расценок на дорожное строительство на основании открытой информации из Интернета. Среди них были дороги дешевле и лучше, и таких стран немало. Выводы делайте сами.
Сардорбек Усмони,
пер. В.Султанов.