Последние несколько недель стали тревожными для узбекских рабочих-мигрантов и их семей из-за серии полицейских рейдов в России.
Например, несколько дней назад в сети появились видеоролики о полицейском рейде в рамках операции «Нелегал-2023» в помещении, используемом как мечеть в подмосковном городе Котельники, где проживает много мигрантов.
Об этих рейдах и ряде других вопросов, интересующих соотечественников в России, корреспондент Kun.uz взял интервью у эксперта по вопросам миграции Ботиржона Шермухаммада.
- Итак, какова цель этих облав на иммигрантов, как вы понимаете эти события как эксперт?
Да, о таких рейдах мы слышали и раньше, но что довело российскую полицию до такого исступления, что рейды носили столь демонстративный и масштабный характер?
— Такие рейды проводятся в России каждые 3 месяца. Сообщается, что в ходе этого рейда было депортировано более 7 тысяч иностранных граждан и выявлено более 45 тысяч мигрантов. В мае жители Котельников через платформу YouTube направили президенту Путину обращение по поводу увеличения количества мигрантов и причиняемых ими неудобств. После этого в течение 2 недель проводились рейды. Задерживали даже тех, у кого были документы.
Последние видео шокировали общественность. В пятницу людей в мечети проверяли и применили слезоточивый газ. Следует отметить, что местные жители поддерживают такие действия, утверждая, что необходимо увеличить количество рейдов. Даже сотрудники местной полиции были привлечены к уголовной ответственности за то, что они не реагируют на заявления населения и не проверяют мигрантов.
— Некоторые интерпретируют рейды как ответ странам Центральной Азии «за невыполнение указаний Путина». Что вы думаете об этом?
- В конце мая, начале июня были рейды против граждан Таджикистана по всей России. После этого отреагировали МИД Таджикистана, Генеральная прокуратура. Но сейчас о рейдах по выявлению таджикских мигрантов речи не идет. Речь идет о рейдах, которые прошли по всей России 18-25 июня и последний масштабный в городе Котельники. Хотя сообщалось, что первый этап завершен, в других городах рейды еще продолжаются.
Насколько я понимаю, с начала войны Россия столкнулась со многими проблемами в экономике. А местные политики и националисты пытаются выставить иммигрантов причиной проблем. Они отвлекают от основных вопросов и делают вид, что работают для людей.
В связи с этим существуют мнения, что помимо выявления ситуаций, противоречащих трудовому законодательству, возможно привлечение людей к военным действиям.
— Вообще сложно понять политику в отношении мигрантов в России. Курс в этом плане меняется очень быстро. Периодически появляются то указы о послаблениях для мигрантов, а затем — подобные рейды. Так в мае в России была озвучена одна из таких процедур, которая помогает мигрантам. Сообщалось, что узбекским мигрантам, депортированным из-за мелкого хулиганства, предоставлена возможность вернуться в Россию. Вы анализировали эту «амнистию» и ее результаты? Какова была цель этого «жеста доброй воли» и каков был результат?
- Эта мера была введена только для граждан Узбекистана с апреля этого года. Заместитель министра внутренних дел России издал специальный приказ, и об этом было объявлено на одном российском канале. До 15 июня текущего года гражданам Узбекистана, въехавшим нелегально, разрешили оформить документы. То есть граждан Узбекистана, задержанных до 15 июня, депортировать не будут. Это было связано с референдумом в Узбекистане. Позже в мае были сняты некоторые ограничения на въезд граждан Узбекистана в Россию в связи с президентскими выборами. Но официальных сообщений с обеих сторон нет.
Действительно, миграционная политика России не совсем понятна. Многое зависит от настроений в правительстве, устных договоренностей, внутриполитической ситуации. В последние 3-4 года получение российского гражданства, получение временного вида на жительство становится проще. Когда началась война, было принято решение о предоставлении российского гражданства участникам войны и членам их семей. Таким образом, определенные послабления чередуются с рейдами и депортациями.
Полностью интервью можно посмотреть на видео выше.
Беседовал Ильяс Сафаров,
видео - Абдукодир Тулкинов,
перевод: Вадим Султанов.