5 задач государственности: что делать, чтобы политическая система не была закрытой?

Узбекистан 19:55 / 12.07.2023 3167

Политическая система Узбекистана продолжает политическую модель степенности и стабильности, как и в соседних странах Центральной Азии или тюркских странах.

Политические аналитики обычно рассматривают модель стабильности как политическую модель, отличную от идеалистических либеральных реформ или прямо противоположную ей. Это показывает, что Узбекистан решил не отличаться от своих близких союзников или соседей, таких как Казахстан, Турция или Азербайджан. 

Это не путь идеалистических политических реформ, идеалистических и интенсивных реформ, а модель развития максимально осознанная, продуманная и контролируемая. Другими словами, авторитарная модель управления. 

Такая авторитарная модель может иметь и положительные стороны. Но у нее, безусловно, есть свои проблемные аспекты. До 2016 года она пережила период жесткого авторитаризма, и хорошо известно, что следующая администрация оценивает этот период как период стагнации, консервации и замалчивания проблем. 

Теперь, начиная с 2023 года, в ближайшие семь лет, исходя из характера политической системы и правил политической игры, возникает вопрос, какие проблемы могут возникнуть у государственности Узбекистана, и на какие моменты следует обратить внимание чтобы решить эти проблемы. 

На мой взгляд, Узбекистану следует уделить особое внимание как минимум пяти проблемам или пяти направлениям в общественно-политической сфере. 

Во-первых, это обязанность поддерживать свободу слова, мысли и инициативы в Узбекистане. В течение 2005-2016 годов наиболее важные сообщения, мысли, проекты, идеи, связанные с Узбекистаном, освещались за рубежом. В информационном плане в Узбекистане сформировались «официальное» и «неформальное» пространство. Общественность, в том числе и сама политическая элита, питалась сообщениями из внешнего мира и так формировала свое мышление. Государство полностью потеряло инициативу в плане информации. В результате легитимность государственности Узбекистана, показатели социальной стабильности, векторы политического развития оказались под контролем внешнего мира. 

Обеспечение свободы слова не может быть решено одной лишь политической волей. Свобода слова требует правящего класса, который понимает проблемы общества, и может найти для них решение. То есть свобода слова требует административных и политических свобод.

Вторая задача – дальнейшее расширение политической системы. Особенность Узбекистана в том, что к 2016 году в обществе уже сформировалось глубокое недоверие и отчуждение по отношению к государству. Это отчуждение может стать платформой для фрустрации, напряжения и протеста в определенных политических ситуациях. Государственные учреждения должны быть максимально открыты для общественности, чтобы люди доверяли государству и его институтам. Для этого следует отдельно изучить индексы открытости и доверия государственных институтов.

Третья задача – иметь специальные средства взаимодействия с политическими активистами в обществе. В Узбекистане легитимированы демократические ценности. Ценности конституции и правило демократической игры - в глазах абсолютного большинства узбеков - воспринимаются как правильные и обязательные для соблюдения правила. Несмотря на ограниченность, правило демократической игры положительно воспринимается людьми. Поэтому необходимо продумать меры по работе со слоями, считающимися в общественном мнении «оппозиционными» личностями и группами, безбоязненно сотрудничать с ними.

Исторически государство, то есть правительство, в Узбекистане было абсолютно могущественным. Если бы инициатива исходила от государства, это положительно сказалось бы на легитимности государства и заставило бы политические процессы пойти в определенном направлении.

Четвертая задача – необходимость сохранения религиозной свободы. Под предлогом «борьбы с экстремизмом и терроризмом» предыдущее руководство Узбекистана переключилось на борьбу с уровнем религиозности людей. В результате международный престиж государства был поколеблен. Народ потерял веру в правительство. Узбекистан находится на вершине всех черных списков.

Проблема не в степени религиозности, а в характере религиозности. Люди, как религиозные, так и нерелигиозные, могут быть агрессивными, склонными к насилию, экстремистскими и радикальными. Важным условием свободы и развития в Узбекистане является обеспечение важных для общества свобод вероисповедания и совести.

И, наконец, пятая задача – надежное сотрудничество с соотечественниками за рубежом, бывшими и нынешними узбеками. Узбекистан такая страна, что внутриполитические настроения сопоставляются с политическими взглядами узбеков во внешнем мире, внутренние настроения и легитимность определяет собственное мышление, глядя в зеркало внешнего мира. Эта ситуация не изменилась, поэтому работа с активистами во внешнем мире является важным условием общественного настроения и легитимности государства.

Камолиддин Раббимов

Больше новостей