Лично я, как политолог, уже много лет говорю о целесообразности перевода парламентских выборов на смешанную или пропорциональную систему.
Нынешняя избирательная система является мажоритарной. В Законодательной палате 150 мест. По мажоритарной избирательной системе избиратель, пришедший на избирательный участок в день выборов, голосует за Эшматова или Тошматова.
То есть при мажоритарной системе избиратели голосуют за конкретных зарегистрированных лиц. Кандидат, набравший более 50 процентов голосов в первом туре выборов, становится депутатом. Если никто не наберет более 50 процентов голосов, через две недели будут проведены перевыборы между двумя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов, и тот, кто наберет наибольшее количество голосов во 2-м туре, получит место в парламенте.
Теперь к этой системе предлагается добавить пропорциональную систему и перейти на смешанную избирательную систему. То есть половина из 150 депутатов по-прежнему избирается прямым голосованием (избиратели голосуют за кандидата), а другая половина избирается по партийным спискам (избиратели голосуют за партию).
Как будет выглядеть пропорциональная система или система партийных списков? Исходя из того, что количество мест в Законодательной палате составляет 150, каждая партия вносит в Центральную избирательную комиссию список из 75 кандидатов (половина от 150 депутатов - 75 мест).
Когда избиратели приходят на участок, они уже не будут голосовать за конкретных лиц при пропорциональном голосовании. В бюллетени для голосования будут вписаны названия партий. В день выборов, та партия, которая набрала наибольшее количество голосов избирателей, получит пропорциональное количество мест в парламенте.
К примеру, Народно-демократическая партия получила 20 процентов голосов. В списке из 75 человек, представленного в Центризбирком это эквивалентно 15, то есть депутатами становятся первые 15 человек из списка. Таким образом, партии могут ввести в парламент столько своих кандидатов, сколько процентов голосов они наберут.
Сила пропорциональной системы в том, что она заставляет партии становиться сильнее. Потому что чем более идея, образ, идеология, программа и проблемы, которые поднимают партии, популярны и понятны, тем больше голосов они получают.
При мажоритарной системе решающую роль играют ресурсы партии и личные возможности ее членов, тогда как при пропорциональной системе партиям необходимо создать максимально искренний и понятный образ в сознании людей.
Согласно предложению президента, половина из 150 депутатов перейдет на мажоритарную систему, а другая половина - на пропорциональную. Но законодательство в этом отношении пока не изменилось. Работа идет. Эти предложения станут законными только тогда, когда они будут включены в Избирательный кодекс.
Почему нужно укреплять партии и парламент? В глобализированном мире управление обществами, руководство людьми путем убеждения, без применения силы, становится очень сложным политическим и юридическим вопросом. А парламент является мыслительным центром государства и нации.
Пока парламенты не получат высокой легитимности, доверие в обществе будет утекать, минуя парламент. Это ослабляет государство.
Парламенты – это место, где сталкиваются идеи, проекты, интересы, идеологии, взгляды. Именно парламент должен быть местом идеологических столкновений. Парламенты должны быть настолько свободными, живыми и жизнеспособными, чтобы становиться центром всех страстей общества.
Поэтому в парламентах некоторых демократических стран есть даже платные «разниматели». В их обязанности входит разнимать конфликтующих и, зачастую, дерущихся депутатов. А в актовых залах некоторых парламентов двери намеренно сделаны с четырех сторон. Цель в том, чтобы не допустить, чтобы поссорившиеся депутаты скапливались у одной двери и снова дрались.
Недавно в Узбекистане была проведена конституционная реформа. Понятно, что стране нужен сильный и дееспособный парламент. В Узбекистане должна быть сформирована новая, смешанная избирательная система – сильный парламент, способный концентрировать в себе общественное доверие.
В противном случае нити доверия между государством и обществом могут остаться слабыми.
Камолиддин Раббимов,
Политолог,
пер. В.Султанов.