Ислом Ражабов отмечает, что во время изъятия пшеницы его не было дома. Он вернулся домой, как только ему сообщили о ситуации. По его словам, сотрудники ОВД и должностные лица, присутствовавшие на месте события, не представились и не предъявили никаких документов, подтверждающих личность.
Ражабов говорит, что был знаком только с начальником агроинспекции Ургенчского района Рустамом Очиловым.
На видеоматериалах, отображающих процесс, запечатлены заместитель начальника ОВД Ургенчского района Камоладдин Полвонов, представители районного хокимията и другие.
Официальные лица не предъявили ни одного документа, являющегося основанием для изъятия пшеницы, к примеру, судебное постановление.
Чиновники, не представившись, заявили, что Ражабов незаконно засеял пшеницей 55 гектаров земли, и подозревается в незаконном получении урожая. Пшеница, хранящаяся в амбаре, является государственной, поэтому они её изымают. Если после проверки подозрение не подтвердится, они вернут пшеницу.
«Если я не фермер, и у нас нет никакого договора с государством, каким образом выращенная мною пшеница может быть государственной? Я арендовал землю на год у совместного предприятия «Kiva Sesame», мы заключили договор подряда, и я ничего незаконного не совершал» - недоумевает Ражабов в беседе с корреспондентом Kun.uz.
Руководитель ООО «Kiva Sesame» Руслан Каландаров подтвердил слова Ислома Ражабова.
«Наше предприятие экспортирует кунжутное масло и другую получаемую из него продукцию. В 2019 году нам выделили 300 гектаров земли для посева кунжута. У этих земель низкая урожайность, бонитет равен 30 процентам. На территории, примыкающей к части контура «Ок-олтин», засеян рис. Насколько это законно, и кто это разрешил? На самом деле, это не совпадает с правилами агротехники. Потому что земли, примыкающие к территории, где засеян рис, становятся мокрыми. По этой причине поле, где мы высадили кунжут, превратилось в болото, и пришло в негодность. Мы потеряли 100 процентов урожая.
В 2020 году повторилось то же самое. В период вегетации нам не дали воду на земли площадью 200 гектаров, в результате, мы потеряли 80 процентов урожая кунжута.
После этого мы вынуждены были выполнить севооборот для восстановления урожайности земли. Севооборот является неотъемлемой частью агротехнических мероприятий. Кунжут невозможно сеять на одном поле последовательно и непрерывно. Мы посеяли на части поля пшеницу. Но это было расценено как нарушение законодательства и преступление. Расходы на посев и выращивание пшеницы полностью возмещались нашей организацией. Эта пшеница не входит в план государства, на неё не выделялись фонды и ресурсы, и не заключался договор.
У нас с Исломом Ражабовым заключён договор подряда. Пшеница хранится в его амбаре. 19 июня пшеницу силой забрал хокимият и представители ОВД» - сказал он.
Видеоматериалы подтверждают, что в отношении Ислома Ражабова, защищавшего своё имущество и оказавшего сопротивление, а также его близких, применялась сила. Несколько мужчин в форме скрутили руки брату хозяина дома – Собиру Ражабову, в результате чего он упал. При этом, никаких действий, угрожающих жизни сотрудников органов, не совершалось.
По словам Ислома Ражабова, сколько бы он ни пытался спокойно объяснить официальным лицам, что их действия являются противозаконными, они силой проникли в амбар, где хранилось 30 тонн пшеницы. За активное сопротивление на хозяина и его брата надели наручники и доставили в опорный пункт ОВД. Там их держали несколько часов, а потом отпустили.
«Когда я вернулся, увидел, что в амбаре пусто. Они забрали пшеницу, которую я вырастил своим трудом и своим потом», - сказал он.
Ислом Ражабов отметил, что лица, забравшие пшеницу, до погрузки в машину, даже её не взвесили, не составили никакого акта или другого документа об изъятии пшеницы.
По данному факту Ислом Ражабов обращался в несколько ведомств. Он рассказал, что сотрудники районного ОВД каждый день приходили к нему домой и требовали забрать заявление, запугивая, что иначе это может привести к плохим последствиям.
Следует назначить служебную проверку соответствия действующему законодательству действий сотрудников, применивших силу в отношении Ислома Ражабова и его брата, а органам прокуратуры - дать правовую оценку деянию сотрудников внутренних дел, совершивших рейдерский захват чужой собственности без судебного постановления.
Удручает тот факт, что в последнее время участились случаи, когда ведомства внутренних дел, действующие не по закону, а согласно устным поручениям и указаниям хокимов, оказывают подобное давление на людей, и это остаётся безнаказанным.
Исходя из последних событий, можно предположить, что и это происшествие, к сожалению, завершится в лучшем случае, выговором.
Хокимият Ургенчского района в ответ на запрос корреспондента Kun.uz не предоставил никакого официального комментария. В прокуратуре Хорезмской области сообщили, что сейчас Ургенчской районной прокуратурой ведётся доследственная проверка по видеоматериалам, распространившимся в социальных сетях, чтобы дать правовую оценку действиям руководителя ООО «Kiva Sesame», членам рабочей группы района, ответственной за сбор урожая, а также сотрудников ОВД. УВД области проводит служебную проверку в отношении действий сотрудников органов внутренних дел, запечатлённых в видеоматериале.
Мы продолжаем наблюдать за развитием событий и ждать комментариев от Генеральной прокуратуры и Министерства внутренних дел.