Без мигрантов не обойтись: кто поможет восстановить Украину после войны
Разрушенная инфраструктура, кадровый дефицит и необходимость быстрого послевоенного восстановления – Украина в ближайшие годы столкнется с острой нехваткой рабочих рук. По разным оценкам, стране потребуется от 4 до 8 млн трудовых мигрантов. Кто может приехать на восстановление Украины, какие риски несет массовый приток иностранной рабочей силы и как страна планирует адаптировать миграционную политику под новые реалии – в интервью Kun.uz рассказал президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству (ВАКМТ) Василий Воскобойник.
Ему близка тема миграции, его семья и он сам родом из Таджикистана, в котором проживал до 1989 года. Бывал и в Узбекистане, хорошо знает страну и Центральную Азию в целом.
За время продолжающейся уже три года войны, в Украине разрушены тысячи объектов гражданской и экономической инфраструктуры. Согласно последней оценке Всемирного банка, стоимость послевоенного восстановления страны за год выросла с 486 млрд до 524 млрд долларов.
– Какие основные риски и вызовы могут возникнуть при привлечении большого числа трудовых мигрантов в Украину после войны?
– Самые большие – это риск политический и риск социальный. Как бы там ни было, мы ведем тяжелую войну, уносящую жизни огромного количества людей. Гибнут военные, гибнет мирное население. Дети остаются без родителей, а родители без своих детей. Многие становятся инвалидами.
После того, как закончатся военные действия, а мы верим, что победа будет за нами, Украина окажется в ситуации, когда ей будет не хватать рабочих рук. И здесь трудовые мигранты просто необходимы. Но как воспримет это наше общество?
Если общество выступит «против», либо не сможет в какой-то мере обосновать для себя привлечение на работу иностранцев, этой ситуацией в своих интересах могут воспользоваться некоторые политики. Именно я в привлечении мигрантов вижу не экономические риски, а в первую очередь риски роста социального недовольства.
По сегодняшним оценкам Министерства экономики Украины, до 2032 года нам необходимо будет привлечь на рынок труда приблизительно 4,2-4,6 миллионов рабочих. По оценке Международной организации миграции и Международной организации труда – до 8,2 миллиона. Цифры, как видите, отличаются практически в два раза.
Но мы в действительности не сможем обойтись без дополнительных рабочих рук именно потому, что у нас будет огромный фронт работ по восстановлению частично сохранившейся либо строительства с нуля полностью уничтоженной инфраструктуры. И под все это будут нужны люди, которых не хватало еще и до войны.
Сейчас, по оценкам демографов, в Украине живет 30,5 миллионов человек. Согласно прошлогоднему опросу, 75% украинского бизнеса уже сталкивались с проблемами найма. Специалистов не хватает практически во всех отраслях экономики. Это на территории, которую контролирует Киев. С одной стороны, это связано с мобилизацией. С другой – практически семь миллионов наших граждан сейчас находятся за границей. В Европе получили статус временной защиты 5,2 миллиона украинцев, 70% из них – люди с высшим образованием.
После того, как военные действия закончатся, я думаю, что эта проблема станет чуть меньше, но тем не менее нам будет не хватать трудовых ресурсов. До войны население Украины ежегодно сокращалось на 250-300 тысяч человек. Мне кажется, еще десятилетия Украина будет вынуждена привлекать трудовых мигрантов от обычных разнорабочих, чего бы мне меньше всего хотелось, до высококлассных специалистов – инженерный и технический персонал. Это и люди, которые будут принимать участие в развитии украинской науки. Я имею в виду студентов, которые будут приезжать к нам учиться, адаптироваться и решат продолжить работу в нашей стране.
– Какие отрасли и регионы Украины могут стать основными центрами привлечения трудовых мигрантов?
– Это достаточно серьезный вопрос, и на него не может быть какого-то лаконичного ответа. Сейчас до конца не ясно, где будет проходить линия заморозки конфликта. Мы не можем себе представить, какие регионы останутся под полным управлением Киева. По крайней мере, на сегодняшний день я сомневаюсь, что нам удастся выйти на границы девяносто первого года, которые закреплены в нашей Конституции.
Но, тем не менее, уже сейчас можно сказать, что активнее всего привлекать трудовые ресурсы будет строительная отрасль. В Украине в 2006-2008 годах был строительный бум. На тот момент население страны составляло почти 48 миллионов человек, и нам уже тогда не хватало строителей и поднимался вопрос о привлечении трудовых мигрантов из других стран.
Но в 2008-м начался всемирный экономический кризис и все это откатилось назад. Проблема, скажем так, исчезла сама собой.
Но после окончания войны нам не будет хватать обычных каменщиков, бетонщиков, отделочников и всех, кто связан со стройкой. Это будет самый первый рынок, куда нам будут действительно потребны мигранты в большом количестве.
О каких регионах идет речь? Скажу так: это будет происходить практически по всем областям Украины. Какие-то производства, которые находились ближе к границе к России, будут переноситься либо в центральную, что уже произошло после начала войны, либо в западную часть страны.
– Опыт каких стран можно использовать для эффективного привлечения мигрантов и их интеграции в экономику?
– У нас уже активизировалась работа экспертов, ученых в этом направлении. Непосредственно я являюсь организатором проекта «Миграционная политика Украины. Пути улучшения». Мы анализируем опыт привлечения трудовых ресурсов таких стран, как Соединенные Штаты, Германия, Австралия, Новая Зеландия. Понятно, что мы не будем полностью копировать программы, которые реализовывались в этих странах. Мы будем создавать свой проект, который позволит выработать оригинальную украинскую модель.
Что точно мы не будем применять у себя, это опыт РФ. Мы понимаем, что Россия – это враг, но при этом нужно смотреть и понимать, какие ошибки они в свое время совершили. На мой взгляд, российская программа по привлечению трудовых мигрантов полностью провальная.
Это хаос, когда интересы государства были отодвинуты на второй план, на первое место поставили интересы бизнеса, отдельных финансово-промышленных групп. И много было сделано ошибок: бездумная раздача российского гражданства, отсутствие нормальной инфраструктуры для работы с детьми, молодежью, по стране возникли анклавы, где проживает часть трудовых мигрантов из других стран и так далее.
И все это привело к тому, что сейчас в РФ поднимается волна антимигрантских настроений. Мы видим массовые депортации людей. Ничем хорошим это не закончится. Я уверен, что дальше в этой стране ксенофобские настроения станут только усиливаться, будут возникать межэтнические столкновения. Россия, которая всегда была не самой лучшей страной для работы и пребывания, может оказаться на грани социального взрыва. Это то, чего мы здесь, в Украине, хотим избежать.
– Возможно ли привлечение в Украину трудовых мигрантов из бывших советских республик: стран Закавказья, Центральной Азии, из Молдовы?
– Я думаю, что те страны, которые станут заходить к нам с какими-то своими инвестиционными проектами, они и будут привозить свои рабочие руки. Уже сейчас Украина ведет переговоры с Турцией относительно ее участия в проектах по восстановлению критической инфраструктуры, дорожных развязок, мостов, дорог и так далее. У нас уже был такой с ними опыт еще до войны. Он был достаточно удачным.
Что касается привлечения рабочих из стран Центральной Азии и Кавказа, я думаю, что этот вопрос будет рассматриваться. Узбекистан и Азербайджан – лидеры на пространстве бывшего СССР по приросту населения. А обычно привлекают трудовых мигрантов из тех стран, где больше молодежи.
Но здесь есть вопрос безопасности. Не секрет, что граждане или бывшие граждане Узбекистана и Таджикистана принимают участие в боевых действиях на стороне России. Поэтому каждый из соискателей работы в Украине из граждан стран ЦА будет проходить серьезную проверку наших служб безопасности.
Молдова навряд ли будет заинтересована «трудоустраиваться» в Украине. В этой стране не такое большое население и она в первую очередь ориентируется на европейский рынок, где заработные платы выше, чем у нас.
– А какова сейчас ежемесячная зарплата в Украине?
– На сегодняшний момент это 24 000 гривен – примерно 600 долларов США. Это средняя по стране. Я думаю, что окончание военных действий, последующие вливания денег в Украинскую экономику, а это будет происходить, приведут к началу новой масштабной перестройки, реновации. Да, это произойдет не так быстро, но мы окажемся в ситуации, когда заработные платы и уровень жизни в Украине будут расти.
Шухратжон Хуррамов, Сайёра Рустамова
Новости по теме

11:49 / 31.03.2025
Трамп заявил, что установил Путину «психологический дедлайн» для прекращения огня

09:19 / 29.03.2025
Зеленский отказался признать военную помощь США долгом

10:33 / 28.03.2025
Россия готовит новые наступления на три области – Зеленский

09:00 / 28.03.2025