Узбекистан | 11:48 / 05.02.2025
2262
21 минут чтения

Трудовая миграция: текущая ситуация, проблемы и предложения

Можно сказать, что Узбекистан неэффективно использует свой демографический потенциал, так как многие соотечественники выполняют роль дешёвой рабочей силы для некоторых развивающихся экономик. Что нужно сделать, чтобы изменить вектор в сторону развитых стран?

Фото: Иван Секретарев / AP

Об этом рассказывают специалисты Центра «Стратегия развития» Джамшид Шарипов и Рамзиддин Нуриддинов в статье, подготовленной для Kun.uz.

Одним из ключевых вызовов для Узбекистана является эффективное использование демографического дивиденда. При этом, значительная часть трудоспособного населения мигрирует за рубеж в поисках лучших условий труда. По данным на декабрь 2023 года количество трудовых мигрантов из Узбекистана составило два миллиона человек: 1 452 300 мужчин (72,4%) и 547 700 (27,6%) женщин. Число вернувшихся в Узбекистан мигрантов в 2023 году достигло 218,8 тыс. человек, (214,8 тыс. человек в 2022 году), а количество выехавших мигрантов 233,2 тыс. человек (221,5 тыс. человек в 2022 году).

Большинство трудовых мигрантов из Узбекистана находятся в Российской Федерации (1,2 млн человек или 60% от общего количества мигрантов), за тем следует Казахстан (191,8 тыс. человек или 10%), Турецкая Республика (113,8 тыс. человек или 6%), Республика Корея (68,1 тыс. человек или 3%) и другие страны (424,4 тыс. человек или 21%).

Трудовые мигранты из Узбекистана за рубежом заняты в строительстве (52,7%), промышленности (12,8%), сфере услуг (9,7%), общественном питание (6,9%), торговле (6,7%), транспорте (4,3%), сельском хозяйстве (4,1%) и других отраслях (2,8%)[1].

Согласно исследованиям, проведенным Всемирным банком в рамках проекта «Слушая граждан Узбекистана», доля домашних хозяйств с трудовыми мигрантами в настоящее время составляет около 13%, тогда как в 2022 году этот показатель достигал 20%. При этом, по мнению экспертов Всемирного банка миграция более распространена среди менее обеспеченных слоев населения и в сельских домохозяйствах.

По данным Центрального банка (ЦБ) Узбекистана, с января

по октябрь 2024 года объем денежных переводов в Узбекистан достиг 12,6 млрд. долларов, что на 34% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Переводы из России выросли на 35% — до 9,8 млрд долларов, при этом её доля сократилась до 78% (перед началом конфликта в Украине этот показатель составлял около 90%). Из Казахстана поступило 699 млн. долларов, США — 470 млн. долларов (рост на 37%), Южной Кореи - 458 млн. долларов (71%), Турции — 331 млн. долларов, Великобритании — 109 млн. долларов (76%)[2].

Проблемы и вызовы трудовой миграции

Проведенный экспертами Центра «Стратегия развития» анализ позволил выявить глубоко укоренившиеся проблемы в сфере трудовой миграции, требующие комплексного подхода к решению, в частности:

Нелегальная миграция. Агентство по внешней трудовой миграции сталкивается с трудностями в обеспечении легальной работы для всех желающих выехать за рубеж, что заставляет многих мигрантов обращаться к посредникам, увеличивая риски нелегальной миграции, эксплуатации и торговли людьми. В поисках лучшей жизни мигранты часто сталкиваются с тяжелыми условиями труда, принудительным трудом, нарушением их прав, а также ограниченным доступом к образованию и медицинским услугам.

Согласно данным Международной организации по миграции (МОМ) несмотря на усилия Агентства внешней трудовой миграции Узбекистана,

в 2023 году всего лишь 38,4 тыс.человек (или 16,5% из общего числа выехавших мигрантов) воспользовались легальными каналами трудоустройства, в результате было зарегистрировано 141 случаев торговли людьми с 193 жертвами, при этом основные направления эксплуатации узбекских мигрантов являются Россия, Казахстан, Турция и ОАЭ.

По оценкам МОМ, в 2020 году на миграционных маршрутах по всему миру погибло 4317 мигрантов. К 2023 году этот показатель почти удвоился, достигнув 8565 человек. Что касается Узбекистана, по данным ответственного министерства, только в 2020 году в результате несчастных случаев из-за рубежа на родину были возвращены тела более 200 погибших граждан. Одним из самых трагических случаев, связанных с мигрантами, стал пожар в автобусе, произошедший 18 января 2018 года на трассе Шымкент – Самара, в результате которого погибли 52 граждан Узбекистана, направлявшиеся в Россию на заработки. Кроме того, 13 000 граждан Узбекистана были задержаны при попытке нелегально въехать в США. Эти данные свидетельствуют о масштабах проблемы нелегальной миграции и требуют принятия срочных мер.

Юридическая и социальная незащищенность мигрантов

В последние годы мигранты из Узбекистана часто сталкиваются с проблемами, которые негативно сказываются на их жизни и трудовой деятельности в России. Среди наиболее распространённых трудностей — эксплуатация рабочих, частые внеплановые проверки, невыплата заработной платы, нарушение режима рабочего времени и другие нарушения трудовых прав, что создаёт для мигрантов дополнительные сложности, лишая их возможности обеспечить себе достойные условия жизни.

В 2023 году правозащитники Центра содействия решению трудовых споров оказали бесплатную юридическую помощь в трудовых спорах примерно 400 гражданам Узбекистана в России, помогая им защитить свои права в сложных условиях. Это подчеркивает необходимость более эффективной защиты прав мигрантов и ужесточения контроля за соблюдением трудового законодательства.

Языковый барьер и отсутствие навыков, что является основной причиной работы мигрантов в низкооплачиваемых сферах. По данным МОМ, большая часть зарегистрированных трудовых мигрантов из Узбекистана за рубежом была занята в строительной сфере (52,7%). Это подтверждает, что недостаток квалификаций ограничивает возможности мигрантов для трудоустройства в более высокооплачиваемых отраслях, таких как информационные технологии, медицина, инженерия и т.п.     

Также следует отметить, что из-за языкового барьера основная часть мигрантов из Узбекистана едут работать в Россию и Казахстан. Отсутствие знания языков ограничивает географию выезда в Европейские и западные страны, где есть больше возможностей для хорошего проживания и получения большего дохода. К примеру, средняя заработная плата трудового мигранта из Центральной Азии в Москве составляет 54,5 тыс. руб. (около $597 или 7,5 млн сумов), а минимальная заработная плата в странах Европейского союза в месяц составляет от 399 евро в Болгарии и 2387 евро в Люксембурге. Это подчеркивает важность языковой подготовки для расширения возможностей трудовых мигрантов и повышения их доходов.

Международная практика и зарубежный опыт

По данным ООН, в мире насчитывается около 281 миллиона международных мигрантов, что составляет 3,6% от общего числа населения. Число людей, покидающих свои страны из-за конфликтов, насилия, политической или экономической нестабильности, а также климатических изменений и других бедствий продолжает увеличиваться. Однако, эксперты Всемирного Банка подчеркивают, что миграция может стать мощным источником процветания и развития: при правильном управлении она приносит пользу всем — как странам происхождения, так и странам назначения.

Топ-20 основных стран назначения (слева) и происхождения (справа) международных мигрантов

Важно отметить, что объем мировых денежных переводов вырос до 831 млрд долларов, значительно превысив объем официальной помощи в целях развития и прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны. По данным ЦБ, в 2023 году объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Узбекистана составил 7,2 млрд долларов, тогда как денежные переводы достигли 11,4 млрд долларов. Эти показатели подчеркивают значимость миграции для экономического развития страны, подтверждая их ключевую роль в поддержке национальной экономики и улучшении благосостояния граждан.

Согласно отчету «World Migration Report 2024», мигранты играют важную роль в мировой экономике и инновациях, занимая ключевые позиции в науке, искусстве и предпринимательстве. Также иммиграция молодых работников помогает снизить нагрузку на пенсионные системы стран с высоким уровнем дохода и стареющим населением.

С целью изучения лучших практик в области трудовой миграции были проанализированы опыт Филиппин, Индонезии, Пакистана и Индии – стран-лидеров по экспорту рабочей силы.

Филиппины. Организованная миграция в основном осуществляется через частные агентства. Эти агентства должны иметь лицензию от Филиппинского управления по трудоустройству за границей (POEA) и вносить депозит начиная от 1 миллион песо (около 22 000 долларов США) в целях соблюдения установленных законодательных правил.

При этом, агентства обязаны вести переговоры о лучших условиях найма и раскрывать все правила трудовой миграции. Также важно отметить, что агентства несут солидарную ответственность с работодателями. Искатели работы могут проверять лицензированные частные агентства, используя онлайн-инструмент DOLE) для проверки лицензий агентств.

Также филиппинцы могут найти работу на 6 (Сайт POEA, WorkAbroad.ph, JobStreet.com, OFWguru.com, Kalibrr и Seaman Jobsite) зарубежных порталах по трудоустройству. Все эти веб-сайты безопасны, законны и контролируются со стороны Филиппинского управления по трудоустройству за границей, что обеспечивает безопасный опыт поиска работы.

Кроме того, ключевыми мерами, предпринимаемыми в Филиппинах для организации трудовой миграции, является активное инвестирование в обучение мигрантов языкам, профессиональным навыкам и культурной адаптации. И активная маркетинговая кампания, направленная на создание положительного имиджа филиппинских работников как высококвалифицированных и дисциплинированных специалистов.

Индонезия. В целях улучшения защиты и поддержки рабочих мигрантов, Индонезия внедрила приложение Indonesian Migrant Workers Information System (SIPMI), разработанное Министерством трудовых ресурсов. Это приложение не только улучшает качество услуг для индонезийских рабочих мигрантов, но и обеспечивает удобный доступ к информации для их семей.

Приложение SIPMI обладает несколькими ключевыми функциями:

- Информация о перспективах и рисках: Пользователи могут ознакомиться с условиями работы за границей, а также с правами, обязанностями и необходимыми навыками для безопасной миграции. Это знание помогает мигрантам избежать потенциальных трудностей и принять обоснованные решения.

- Экстренная помощь: в случае чрезвычайной ситуации приложение обеспечивает возможность быстрого контакта с коллегами или местными службами, которые могут предоставить необходимую поддержку. Эта функция критически важна для обеспечения безопасности мигрантов в сложных ситуациях.

- Интерактивные возможности: SIPMI включает в себя функции участия в опросах и получения актуальной информации. Это позволяет пользователям быть вовлеченными в сообщество и обмениваться опытом, что, в свою очередь, укрепляет связи между мигрантами.

- Связь с семьей: Приложение предлагает возможность обмена информацией о текущем местоположении, что способствует поддержанию связи с родственниками и близкими. Это особенно важно для эмоциональной поддержки мигрантов, находящихся вдали от дома.

- Финансовый обзор: Пользователи могут отслеживать свои расходы и доходы, что помогает лучше управлять личными финансами и планировать бюджет. Это способствует финансовой стабильности мигрантов и их семей.

Индия. В 2018 году МИД Индии, совместно с Министерством развития навыков и предпринимательства, запустило программу «Pre Departure Orientation Training» (PDOT), которая предоставляет эмигрантам бесплатное 8-часовое ориентационное обучение перед отправкой на работу за границу. Обучение включает ознакомление с правилами поведения в стране трудоустройства, правами мигрантов и мерами социальной поддержки от правительства Индии. Трудовые мигранты также узнают о культуре, языке и законах страны назначения, а также о центрах и порталах социальной защиты и круглосуточные горячие линии в индийских посольствах и консульствах.

В ответ на ограничения, вызванные пандемией COVID-19, и трудности с посещением центров PDOT, Министерство иностранных дел Индии внедрило модуль Online PDOT, позволяющий эмигрантам проходить обучение онлайн в удобное для них время. Теперь мигранты могут выбирать между онлайн и офлайн обучением и по завершении курса они могут загрузить сертификат о прохождении PDOT. Это нововведение значительно расширяет доступность и охват программы, способствуя безопасной и законной миграции, а также расширению прав и возможностей индийских мигрантов.

Кроме того, в декабре 2022 года Германия и Индия подписали Соглашение о партнерстве в области миграции и мобильности (MMPA), обязывающее обе страны обеспечивать мобильность людей в соответствии с национальными законами. Это соглашение структурирует передачу навыков, поддерживает справедливую миграцию и соблюдение принципов достойного труда, акцентируя внимание на этичном найме квалифицированных специалистов.

MMPA предоставляет молодым индийским мигрантам возможность получать профессиональный опыт, учиться или проходить подготовку в Германии, что соответствует растущей потребности в квалифицированных работниках на немецком рынке труда, включая условия въезда и пребывания для различных категорий граждан, таких как студенты и стажеры, а также информацию о стипендиях, визах после обучения и языковых курсах.

Пакистан. В мае 1982 года в Пакистане Бюро эмиграции и трудоустройства за рубежом (BEOE) совместно с Государственной корпорацией страхования жизни внедрила программу страхования для будущих мигрантов. Каждый мигрант обязан выплатить страховую премию в размере 2500 рупий, которая обеспечивает страховое покрытие на сумму 1 000 000 рупий и действует в течение 5 лет.

После выплаты мигрант становится членом Overseas Pakistanis Foundation, что предоставляет ему ряд значительных льгот. В рамках этого членства он получает доступ к образовательным учреждениям для своих детей и возможности для поступления в школу или колледж. Кроме того, сотрудники Фонда оказывают помощь в международных аэропортах по юридическим и другим необходимым вопросам. Членство также открывает доступ к льготам в рамках программ предоставления жилья, возможностям для инвестирования в промышленный сектор и финансовой помощи в случае несчастного случая.

В декабре 2021 года Пакистан и Саудовская Аравия подписали два соглашения, касающихся программы набора и проверки квалификации пакистанских рабочих, трудоустраиваемых в Королевстве. Первое соглашение о найме работников направлено на оптимизацию процесса экспорта рабочей силы из Пакистана в различные профессии в Саудовской Аравии, обеспечивая при этом защиту прав трудящихся и всестороннюю правовую поддержку. Оно также способствует разрешению договорных споров и защите пакистанских работников от возможных нарушений со стороны кадровых агентств и компаний. Второе соглашение о проверке навыков, обеспечит расширение экспорта квалифицированной и сертифицированной рабочей силы из Пакистана в Королевство.

Рекомендации по повышению эффективности трудовой миграции

Для устранения вышеуказанных проблем в области миграционной политики, а также обеспечения качественного и своевременного исполнения целевых параметров Стратегии «Узбекистан-2030» по улучшению трудовой миграции, экспертами Центра «Стратегии развития» предлагается принять следующие меры:

Во-первых, в целях более эффективного использования демографического дивиденда и удовлетворения растущего спроса на трудовую миграцию предлагается расширить участие частных агентств занятости, при трудоустройстве граждан за рубежом, исходя из опыта Филиппин. При этом, государство должно осуществлять только строгий контроль их деятельности, устанавливая четкие требования к качеству предоставляемых услуг. 

В результате вовлечения частного сектора, граждане могут выбрать наиболее подходящие для себя варианты, соответствующие их квалификации и профессиональным навыкам. Кроме того, частные агентства могут предлагать услуги по подготовке резюме, консультации по вопросам собеседования и адаптации к новым условиям работы, что значительно повышает шансы соискателей на успешное трудоустройство.

Для обеспечения строгого соблюдения правил миграции, установленных законодательством, целесообразно ввести обязательные депозиты для агентств, пропорциональные их обороту.

Во-вторых, изучить возможность вовлечения зарубежных рекрутинговых компаний в страну с целью организации и эффективного трудоустройства граждан за границей. Что будет являться важным шагом в диверсификации каналов трудоустройства граждан за рубежом.

Рекрутинговые компании такие как Adecco (Швейцария), Kelly Services (США), Robert Half (США), Randstad (Нидерланды), Michael Page (Великобритания) имеют возможность предоставлять широкий спектр услуг, включая оценку кандидатов, организацию интервью и поддержку на протяжении всего процесса трудоустройства.

В-третьих, изучить возможность введение обязательного страхования для трудовых мигрантов, аналогичного пакистанскому опыту, что позволит минимизировать риски, связанные с потерей работы, заболеваниями и смертью за рубежом.

Страховой полис должен предусматривать покрытие экстренной медицинской помощи, включая беременность и роды, выплаты при потере работы и расходы на репатриацию тела.

В-четвертых, для повышения информированности и защиты прав трудовых мигрантов, дополнительно к обучению иностранным языкам и профессиональным навыкам, организуемым согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2024 года № УП-59 в моноцентрах «Ишга мархамат», внедрить бесплатное ориентационное обучение, на основе успешно реализуемой программы Индии. Данная программа обучения помимо изучения языков и профессиональных навыков, будет охватывать такие важные аспекты, как культура, законодательство принимающей страны, социальная защита и меры безопасности.

Для обеспечения максимальной доступности обучения рекомендуется внедрить онлайн-модуль, который позволит мигрантам обучаться в удобном для них формате. Эта инициатива не только повысит уровень подготовки трудовых мигрантов, но и значительно улучшит их шансы на успешную интеграцию в общество принимающей страны.

В-пятых, принять неотложные меры по цифровизации миграционных услуг, включая создание мобильных приложений и онлайн-платформ, что позволит упростить процедуры, повысить эффективность государственного управления и улучшить доступность услуг для мигрантов, особенно для жителей отдаленных районов.

Для реализации данной цели, целесообразно:

1. Адаптировать опыт Индонезии и создать мобильное приложение, подобное SIPMI. Оно позволит мигрантам и их семьям оперативно получать необходимую информацию, решать возникающие проблемы и чувствовать себя более защищенными за рубежом. Такое приложение станет надежным помощником в процессе трудоустройства и адаптации к новым условиям.

2. Создание платформы для поиска работы за рубежом с функциями фильтрации, электронной регистрации и мобильной версией, которая позволит пользователям быстро и удобно находить подходящие вакансии и получать актуальную информацию о трудоустройстве за границей.

Ярким примером успешной платформы для поиска работы за рубежом служит филиппинский портал WorkAbroad.ph. Он обладает обширной базой вакансий, удобной системой фильтрации и мобильным приложением. Кроме того, портал предоставляет полезные материалы для мигрантов, помогая им адаптироваться к новым условиям работы.

В-шестых, для обеспечения упорядоченной и безопасной трудовой миграции необходимо активно заключать двусторонние и многосторонние соглашения, подобные Соглашению о партнерстве в области миграции и мобильности (MMPA) между Германией и Индией, а также Пакистаном и Саудовской Аравией, касающиеся программы набора и проверки квалификации рабочих.

При этом, в целях ускорения расширения географии трудовой миграции, рассмотреть возможность заключения двусторонних соглашений на уровне организаций, занимающихся вопросами трудовой миграции.

Такие соглашения должны включать механизмы защиты прав мигрантов, взаимного признания квалификаций и сотрудничества в области трудоустройства. Это позволит эффективно регулировать миграционные потоки и удовлетворять потребности рынков труда как стран отправления, так и стран приема.

Жамшид Шарипов,
Рамзиддин Нуриддинов,
эксперты Центра «Стратегия развития».

Новости по теме