Узбекистан | 10:20 / 03.02.2025
1814
6 минут чтения

В Узбекистане за год совершено свыше 12 млн кибератак

За 2024 год в Узбекистане зафиксировано более 12 млн попыток кибератак, а случаи мошенничества выросли на 34%. Злоумышленники применяют различные способы для кражи денег – от вирусных приложений до схемы «Алло, мама». Какие уловки мошенников стали самыми популярными и как защитить себя от киберпреступников – в материале Kun.uz.

Фото: iStock

За последние годы значительно увеличилось количество киберпреступлений, связанных с вредоносной сетевой деятельностью. Например, в 2024 году было зафиксировано более 12 млн попыток совершения кибератак, в то время как в 2023 году этот показатель составил 11 млн, рассказали Kun.uz в Центре кибербезопасности.

Кроме того, количество заявлений о мошенничестве, поступивших в 2024 году, возросло на 34% по сравнению с 2023 годом. Около 35% всех обращений приходится на мошенничество с платежными картами.

Указывается, что одной из основных причин роста мошенничества является увеличение числа пользователей банковских карт. В начале года их количество составляло менее 40 млн, а к настоящему времени оно возросло более чем до 55 млн.

Выявить преступников и вернуть материальные средства, похищенные в результате кибермошенничества, крайне сложно. Процесс идентификации преступников усложняется тем, что мошенничество может быть совершено кем угодно и из любой точки мира.

Тенденции мошенничества

Основная волна мошенничества усилилась после пандемии, когда люди начали активно пользоваться онлайн-сервисами. Ранее большая часть мошеннических действий происходила через телефонные звонки, когда преступники представлялись сотрудниками банка и под разными предлогами просили жертв ввести одноразовый код, полученный по SMS. Благодаря этому злоумышленники получали доступ к банковским реквизитам. В настоящее время доля таких схем существенно снизилась: с 95% до 12-13%.

Сейчас большинство обращений связано с вирусными программами, распространяемыми через APK-файлы в мессенджере Telegram. Пользователи загружали неизвестные файлы, думая, что это полезные приложения. После установки такие программы запрашивали важные разрешения, включая доступ к SMS, телефонным звонкам и номерам телефонов. Полученная информация затем отправлялась на сервер преступников.

«Алло, мама»

Еще одним распространенным методом мошенничества стали звонки под названием «Алло, мама». Злоумышленники представляются «родственником», попавшим в дорожно-транспортное происшествие, и просят перевести деньги для решения проблемы. Такие мошенничества в основном наблюдались в Ташкенте, преимущественно среди русскоязычного населения. Предполагается, что преступники, применяющие этот метод, действовали за пределами страны, поэтому они реже обманывали узбекоязычных граждан.

На такие уловки чаще попадаются люди, когда к ним обращаются по имени и фамилии и упоминают адрес проживания. Однако такую информацию можно получить разными способами, и она доступна даже в интернете.

Фейковый перевод 

Данный способ обмана заключается в том, что вам приходит СМС-сообщение о зачислении определенной суммы денег на вашу банковскую карту. Затем с неизвестного номера звонят и говорят, что вам перевели деньги по ошибке, и просят вернуть их обратно.

Мошенники пытаются вызвать жалость, рассказывая о своих проблемах: это якобы последние деньги, они потеряли работу или им нужны средства на лечение и так далее. Все это – лишь попытка отвлечь ваше внимание. Иногда звонящие предлагают оставить небольшую часть денег себе в качестве бонуса «за труды».

В такие моменты ни в коем случае не следует переводить деньги ни при каких обстоятельствах. Лучше обратитесь за помощью в свой банк и выясните, действительно ли произошел неправильный перевод.

Как защититься от мошенников?

Начните с проверки источника, обращая внимание на веб-адрес страницы, которую вы читаете. Включите критическое мышление. Большинство фейковых новостей призваны вызвать мощные эмоции, такие как страх и гнев.

Преступники часто используют психологические приемы для обмана жертв. Они пытаются создать ощущение срочности, требуя немедленных действий. Угрожая важными изменениями на банковских счетах, штрафами или судебными последствиями, преступники пытаются запугать вас и заставить выполнить свои требования.

В последнее время все чаще встречаются случаи, когда преступники выдают себя за сотрудников известных компаний и государственных учреждений. Используя официальный язык, они создают иллюзию доверия и безопасности.

Злоумышленники могут позвонить и представиться сотрудниками банка, сообщив, что кто-то пытается снять деньги с вашей карты. Они предложат немедленно перевести средства на защищенный счет, чтобы избежать проблем. Ни в коем случае не выполняйте их указания: не переводите деньги, не устанавливайте подозрительные приложения и не переходите по ссылкам.

Не передавайте личную информацию и данные вашей карты, включая код CVC/CVV (трехзначный код на обратной стороне карты), коды проверки и PIN-коды. Помните, настоящие компании никогда не будут запрашивать у вас пароли или коды доступа по телефону или SMS.

Ирода Туляшева

Новости по теме