В 2024 году в Узбекистане произошло 9 364 ДТП, в которых погибли 2 203 человека и получили травмы 8 901 человек. Эти данные на пленарном заседании Сената 24 января сообщил сенатор Кутбиддин Бурхонов.
В течение 2021 года было зафиксировано 40 542 случая управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, в 2022 году таких нарушений было 47 365, в 2023 году — 41 866, а в 2024 году — 31 436. Только в 2024 году около 8 тысяч водителей, ранее привлеченных к административной ответственности за вождение в нетрезвом состоянии, повторно совершили те же нарушения. С 2020 по 2024 год из-за вождения в состоянии опьянения произошло около 600 ДТП, в результате которых погибли 322 человека.
Сенатор Кутбиддин Бурхонов отметил, что причиной этих ДТП являются пренебрежение гражданами установленной ответственности и незнание правил дорожного движения. Кроме того, отсутствие в законодательстве действенных мер воздействия также способствует увеличению числа ДТП и смертей.
Принятый сенаторами новый закон вносит изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Административный кодексы, устанавливая меры ответственности за нарушения в области безопасности дорожного движения.
Согласно поправкам в Уголовный кодекс, за повторное управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения вводится уголовная ответственность, предусматривающая лишение определенных прав на срок до трех лет, исправительные работы сроком от двух до трех лет или лишение свободы на тот же срок.
Также в Уголовный кодекс вводятся:
- ответственность за нарушение порядка подготовки и переобучения водителей автотранспортных средств, проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений;
- ответственность за управление транспортным средством лицом, лишенным права управления;
- ответственность за нарушение правил безопасности при эксплуатации транспортных средств, работающих на сжатом природном газе, сжиженном нефтяном газе или смешанном газовом и дизельном топливе.
Закон также вносит изменения в Административный кодекс, вводя ответственность за хулиганство на транспорте, такое как «агрессивное вождение», «дрифт», «шахматное» движение, создание препятствий на дорогах и другие формы нарушения культуры управления транспортными средствами.
Полный текст законопроекта, одобренного сенаторами, не опубликован. Все предусмотренные нормы вступят в силу после подписания закона президентом в сроки, указанные в документе.