Поправка Джексона-Вэника, принятая в 1974 году Конгрессом США, вводила ограничения на торговлю с СССР, но после распада страны продолжала действовать в отношении постсоветских республик, включая Узбекистан. Юрист-международник Саидазиз Алимов рассказал Kun.uz о ее реальном влиянии на узбекско-американские торговые отношения. Он считает, что поправку следует отменить, если США рассматривают Узбекистан в качестве стратегического партнера.
Новая американская администрация Дональда Трампа считает сохранение поправки в отношениях с республиками Центральной Азии пережитком прошлого.
«Послушайте, это реликт ушедшей эпохи. Есть те, кто настаивает на сохранении поправки в качестве рычага давления для получения уступок в сфере прав человека или принуждения стран Центральной Азии к более решительному движению с нами, а не с Россией и ей подобными. Но, думаю, в некоторых случаях это абсурдный реликт прошлого», – заявил госсекретарь США Марко Рубио.
Почему эта юридическая норма действует до сих пор, несмотря на то, что СССР распался?
Алимов пояснил, что в США существует закон о торговле, который регулирует вопросы экспорта и импорта товаров, включая таможенные платежи. Поправка Джексона-Вэника вносит изменения в этот закон, запрещая предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле странам с нерыночной экономикой.
Эксперт отметил, что эта норма была внедрена, прежде всего, против Советского Союза в связи с проблемой иммиграции определенных групп населения. Однако она продолжала действовать и после распада СССР. Несмотря на то, что страны обрели суверенитет, Узбекистан по-прежнему остается в числе стран, на которые эта поправка распространяется. Однако, как показала практика, последствия этого ограничения не столь значимы, считает Алимов.
Примером могут служить Казахстан и Азербайджан, которые также остаются в числе стран, подпадающих под действие поправки, но при этом активно развивают торговые отношения с США. Американский бизнес работает в этих странах.
По мнению Алимова, поправка Джексона-Вэника не оказывает существенного влияния на двусторонние отношения с США. Если Узбекистан является стратегическим партнером для США, то нет смысла в продолжении действия этой поправки. Важнее было бы подписать соглашение об избежании двойного налогообложения, что могло бы существенно увеличить приток американских инвестиций в страну.
Поправка Джексона-Вэника не упоминает напрямую Советский Союз, а относится к странам с нерыночной экономикой. Поэтому даже после распада СССР страны, такие как Узбекистан, продолжают подпадать под ее действие, несмотря на их декларацию о переходе к рыночной экономике. Вопрос о ее исключении из действия в отношении стран Центральной Азии уже поднимался, например, в отчете, представленном Конгрессу США в 2012 году. Тогда обсуждалась необходимость пересмотра применения этой нормы, так как Центральная Азия уже представляет собой рынок с рыночной экономикой, а вопросы иммиграции утратили свою актуальность.
Тем не менее процесс исключения страны из поправки Джексона-Вэника требует одобрения Конгресса США, что представляет собой сложный политический процесс.