Началась выдача социальных карт: что это за карты и кто их получает?

Узбекистан 11:33 / 18.01.2025 54613

Социальная карта бесплатно выдается определенным категориям граждан и предназначена для получения социальных выплат от государства (пособий, пенсий, материальной помощи). Она заменяет такие документы, как студенческий билет, удостоверение о пенсии и/или инвалидности. Карта предоставляет возможность бесплатного проезда на автобусах и метро, а также компенсации затрат на электроэнергию, газ и обучение.

Что такое социальная карта?

Теперь для получения социальных услуг и помощи не нужно носить с собой десяток документов, таких как свидетельство о рождении, удостоверение об инвалидности, пенсионное удостоверение, студенческий билет или банковскую карту.

Все их заменяет одна социальная карта, которая в пилотном порядке уже выдается жителям города Ташкента и Янгиюльского района Ташкентской области.

По информации Национального агентства социальной защиты, на данный момент через эту карту осуществляется выплата 9 видов социальных пособий:

  • Детские пособия для малообеспеченных семей;
  • Материальная помощь для малообеспеченных семей;
  • Пенсия по возрасту;
  • Пенсия по инвалидности;
  • Ежемесячная материальная помощь одиноким пожилым людям и лицам с инвалидностью;
  • Пособия для детей с инвалидностью до 18 лет;
  • Пособие для матерей, ухаживающих за детьми с инвалидностью;
  • Ваучеры на покупку протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации;
  • Пенсия по случаю потери кормильца.

С 1 апреля 2025 года к уже существующим социальным выплатам добавятся еще два вида: пособие по беременности и родам, а также единовременная материальная помощь, выплачиваемая из фондов «Саховат ва кумак», «Женская тетрадь» и «Молодежная тетрадь».

Функционал социальной карты будет расширяться постепенно. В будущем она позволит бесплатно пользоваться автобусами и метро, а также получать компенсации за расходы на электроэнергию, газ и обучение.

Зачем внедряется социальная карта?

·        Социальная карта упрощает получение социальной помощи и льгот для граждан, снижает затраты государства, уменьшает бюрократию и позволяет эффективнее использовать ресурсы.

·        Она расширяет возможности сбора, обработки и анализа данных, что помогает значительно сократить коррупционные схемы и злоупотребления при распределении льгот. Кроме того, ускоряется процесс предоставления услуг населению.

Где можно получить социальную карту?

На этапе испытания подать электронное заявление на открытие социальной карты можно через центры социальных услуг «Инсон». В будущем обратиться за картой можно будет через Единый портал госуслуг, мобильное приложение карты, а также отделения соответствующих банков.

Финансовыми агентами по работе с социальными картами определены

«Халк банки» и «Алокабанк». Карты бесплатно выдаются гражданам из установленной категории.

Социальную карту можно получить в течение трёх рабочих дней с момента подачи заявления. Для некоторых граждан, нуждающихся в постороннем уходе, карты доставляются центрами «Инсон» на дом в течение 15 дней.

С 1 июля текущего года социальные карты начнут внедряться поэтапно во всех регионах страны.

Платформа Visa и её особенности

В период тестирования для социальных карт выбрана платформа Visa. Однако транзакции через Visa, включая переводы, снятие наличных и другие операции, обходятся дороже по сравнению с национальными платёжными системами Humo и Uzcard. Кроме того, карты Visa обычно можно привязать только к приложению банка, выпустившего карту, что создаёт дополнительные неудобства для пользователей. Для уточнения этих вопросов редакция Kun.uz направила запрос в Национальное агентство социальной защиты.

Согласно постановлению правительства, в качестве партнёрского оператора проекта социальной карты выбрана компания Oxinus Holding Limited, зарегистрированная в Абу-Даби (ОАЭ).

Больше новостей