Мохире Болтаевой 23 года. Три года она преподает химию в специализированной школе имени Ибн Сины в Ташкенте. В этом году трое её учеников завоевали золотую, серебряную и бронзовую медали на престижной международной олимпиаде по химии. Молодому педагогу за короткий период времени удалось накопить почти 1 миллиард сумов призовых за успехи в подготовке учеников. В интервью Kun.uz она рассказала о своем участии в международных олимпиадах, методах подготовки химиков и формуле успеха.
«Мои родители хотели, чтобы я изучала химию»
Мой отец – фермер, мама – лаборант, я ребенок из обычной семьи. Тем не менее, все трое детей в нашей семье имеют высшее образование. Мои родители никогда не жалели средств в наше обучение.
Два моих брата - Бехзод и Бобур Болтаевы в 2013-2015 годах завоевали золотую, серебряную и бронзовую медали на Международной химической олимпиаде и Международной Менделеевской олимпиаде. В студенческие годы они открыли небольшой центр подготовки учащихся к олимпиадам в академическом лицее Ташкентского педиатрического медицинского института. После окончания 9 класса меня пригласили учиться в тот же центр. Поначалу меня вообще не интересовала химия. Мое участие в олимпиадах по этому предмету началось по желанию родителей. Братья предложили мне попробовать себя в этом направлении. Так я начала изучать химию.
«Из-за отсутствия опыта я получила низкий балл на олимпиаде»
Учась в лицее, я с 1-го курса начала готовиться к олимпиаде, а на 2-м курсе попала в сборную команду. В первый год я не смогла участвовать в олимпиаде, потому что было много более сильных учащихся, чем я. На втором курсе я больше работала над собой и была принята в сборную в составе 4 человек. Я участвовала в Международной Менделеевской олимпиаде и завоевала бронзовую медаль. Но для меня это был провал, я набрала намного меньше, чем ожидала. В частности, я неудовлетворительно ответила на задание из лабораторного раздела и набрала 22 балла из 75. Это было из=за неопытности: я не обращала внимание на распределение времени при решении задач и запуталась. На тот момент у меня был самый низкий результат среди сборной Узбекистана, и я рыдала, стоя за кулисами на церемонии закрытия. Но мои родители и братья поддержали меня, чем придали мне сил. После этой олимпиады я участвовала в международной олимпиаде по химии в Париже в 2019 году. Я больше внимания уделила лабораторным исследованиям, поработала над ошибками и завоевала серебряную медаль.
«Занятия спасли меня от деградации»
Я работаю учителем в школе с 2021 года. Моя молодость позволяет лучше понимать детей, быстро ладить с ними и тесно работать. Большинство детей, готовящихся к олимпиаде, имеют цели и осознают их, поэтому работать с ними не составляет труда.
Обычно в школе мы отбираем и готовим нескольких детей. Занятия у нас проходят каждый день с 15:00 до 18:00. Мы не используем школьные учебники. У нас есть своя система и учебная программа, по которой мы готовим детей к олимпиаде.
Мне очень нравится готовить ребят к олимпиаде, и я думаю, что от деградации меня спасло их обучение. Читаешь книги и статьи, чтобы учить детей, работаешь над собой, не останавливаешься. Если бы я не делала этого, я бы сильно отстала от своих развивающихся сверстников.
Задания на международной олимпиаде близки к вузовским по химии, но более сложны. Требуется изучение многих источников. Одному педагогу сложно подготовить учеников к олимпиаде по химии – времени мало, а работы много. В этом процессе я работаю со своей командой: кто-то готовит материалы, кто-то проводит лабораторные занятия, кто-то учит решать задачи, а кто-то занимается теорией. Один преподаватель физически не в состоянии все качественно донести до ученика. В настоящее время количество детей, готовящихся к олимпиаде, превышает 20. 4 ребенка, прошедшие организованный Министерством отбор, будут приняты в сборную команду для участия в международных олимпиадах.
«Мои ученики стали лидерами сборной»
Самой престижной олимпиадой по химии является Международная олимпиада по химии. В ней принимают участие дети из 90 стран. Уникально то, что на это научное соревнование каждая страна отправляет национальную команду из четырех человек, состоящую из отобранных учащихся с высочайшими знаниями в этой области. В 2024 году троих моих учеников взяли в сборную. 3 участника в команде из 4 человек - мои ученики. Это стало для меня большим достижением. Они завоевали 3 медали – золотую, серебряную, бронзовую.
За достижения на этой олимпиаде вручаются дипломы и медали, но денежных премий нет. Медаль Международной химической олимпиады сама по себе открывает большие возможности в карьере молодого человека, выигравшего ее. Медалистами начинают интересоваться престижные университеты, крупные работодатели, они знают, что у ребенка, завоевавшего медаль, большой потенциал, он может работать над собой и показывать еще более высокие результаты.
«Мотивация дает нам огромное желание работать над собой»
В 2019 году в Узбекистане заработала система поощрения победителей научных олимпиад. Создание этой системы является большой мотивацией для представителей сферы науки. Когда я завоевала серебряную медаль на 51-й Международной химической олимпиаде в 2019 году, я получила 66 900 000 сумов призовых. Тот факт, что в 18 лет у меня уже был большой доход, мотивировал меня работать не покладая рук, при необходимости даже не спать.
Я получаю бонусы как учитель уже три года. Сумма средств, аккумулированных на общем счете, приближается к 1 миллиарду сумов. В 2022 году один из моих учеников выиграл Международную олимпиаду по химии, за что мне присудили 118 миллионов сумов. За высокие результаты моих воспитанников на олимпиаде 2023 года я получила 350 миллионов сумов. В этом году на церемонии награждения победителей предметных олимпиад и их преподавателей мне было вручено 378 миллионов сумов.
Конечно, это рождает большой энтузиазм. Преподаватели стараются подготовить учеников, работают над собой, читают дополнительные ресурсы. При этом развиваются не только ученики, но и преподаватели. На мой взгляд, один из самых полезных аспектов системы стимулирования — это повышение интереса к знаниям у людей, пусть даже за деньги. Ребенку может не удаться завоевать медаль, или учитель не сможет отправить ребенка на олимпиаду, но именно для достижения этого результата он учится, стремится, и уровень знаний повышается.
На сегодняшний день я обучила более 100 детей. Не все из них показали высокие результаты. Кто-то не попал на олимпиаду, кто-то выбрал другое поле деятельности. Где-то я смогла добиться успеха, а где-то — нет. Самым важным я считаю, что мой успех как педагога заключается в том, что я могу направить определенный период жизни своих учеников на обучение.
Что помогло мне добиться таких результатов? Это трудолюбие, терпение, воля. Иногда не останавливались – работали до конца, не бросали на полпути – шли до конца, иногда не спали. Благодаря этому были показаны хорошие результаты. Конечно, сегодняшние достижения – это не только мой труд, а совместные усилия моих родителей, братьев, товарищей по команде, учеников и их родителей.
«Доверие международного химического сообщества к Узбекистану растет»
Наша страна заняла 11 место среди 90 стран на Международной химической олимпиаде 2024 года, а члены национальной сборной завоевали 1 золотую, 2 серебряные и 1 бронзовую медали. В прошлом году мы были на 9-м месте среди 90 стран, получили 2 золотые, 1 серебряную и 1 бронзовую медали. В 2022 году сборная не выиграла золото на международной Олимпиаде, а вернулась с 4 серебряными медалями. Результаты постепенно улучшаются, надеемся войти в топ-10 в ближайшие годы.
В то же время можно смело сказать, что позиции Узбекистана в международном олимпийском рейтинге хорошие. Страны, возглавляющие список, — это те, которые удерживают этот статус на протяжении многих лет, и нам понадобится несколько лет, чтобы достичь их уровня.
Международное химическое сообщество начинает признавать потенциал молодежи Узбекистана в этой области. Поэтому Узбекистану поручено провести Международную олимпиаду по химии в 2026 году. Теперь это большое мероприятие организовывают узбекистанцы, вопросы и задачи, которые будут заданы в рамках олимпиады, готовятся специалистами в Узбекистане. Конечно, это большое доверие. Через два года мы будем принимать приезжих специалистов в области химии из более чем 90 стран мира, и сейчас уже началась подготовка к проведению международной олимпиады по химии в нашей стране.
«Я не получила тех знаний, на которые рассчитывала»
Проучившись в институте шесть лет, я решила не продолжать карьеру в медицине. Когда я начала учиться в университете на первом курсе, я представляла, что все будет по-другому, мои планы и цели были другими. В институте я не смогла получить тех знаний, на которые рассчитывала и хотела. Я поняла одно: учиться нужно только у профессиональных педагогов и никакие факторы не могут оправдать вашу неграмотность.
Мой текущий план — глубоко освоить область биохимии, найти сильных специалистов в этой области, изучить их опыт, и в этом направлении преподавать как квалифицированный педагог. Одна из моих главных целей — держаться поближе к научной среде, быть частью научного общества и при необходимости помогать в организации такого общества.
Беседовала Диёрахан Набижонова,
оператор: Зияддин Мамажонов,
монтаж: Жавохир Гайратов.