Загрязнение воздуха в Ташкенте достигло рекордного уровня, вызывая негативную реакцию общественности. В частности, Шерзодхон Кудратходжа, «прославившийся» репортажем с места взорвавшейся скважины в Байсуне, где заявил, что «все хорошо», потребовал уничтожения теплиц, выделяющих ядовитый газ в Юнусабаде. Активисты обратили внимание на другие аспекты проблемы.
По данным IQAir, за первые три дня ноября качество воздуха в нашей столице упало до крайне негативного уровня. В частности, 3 ноября Ташкент стал третьим городом в мире (и не в первый раз) по загрязненности воздуха после Лахора в Пакистане и столицы Индии Дели.
Количество токсичных частиц возросло до 780 мкг/м3, что в 93,2 раза (!) превышает норму, утвержденную ВОЗ. В связи с тем, что воздух был отнесен к категории «нездоровый», выходить на улицу не рекомендовали, напоминая, что в случае крайней необходимости нужно быть в маске.
По состоянию на 4 ноября Ташкент занял 28-е место в рейтинге, уровень дисперсных частиц PM2,5 в воздухе в 5,8 раза превышает рекомендацию ВОЗ.
На фоне этой проблемы в сетях зазвучали критические высказывания представителей общественности. Kun.uz приводит некоторые из них.
«Совесть есть?» - Шерзодхон Кудратходжа
Ректор Университета журналистики и массовых коммуникаций Шерзодхон Кудратходжа, который в конце сентября после аварии на шахте М25 отправился в Байсун и подготовил репортаж, оставил пост в Facebook. Он потребовал прекратить работу теплиц, выделяющих ядовитый газ в Юнусабадском районе.
«Красный уровень!!! Пришло время дронами уничтожить теплицы в Юнусабадском Хасанбае! Жгут шины и листья! Воздуха нет! Совесть есть?» - написал ректор.
Сейчас это сообщение удалено и недоступно для просмотра. Но скриншоты были опубликованы практически во всех сетях и успели спровоцировать бурный резонанс.
«Устоз «вымел сор из избы» - Мухрим Азамходжаев
Журналист Мухрим Азамходжаев считает, что пост Кудратходжи спровоцировал неудобные вопросы в сети.
«Устоз (наставник) Шерзодхон Кудратходжа взорвал социальные сети, вымел «сор из избы» и спровоцировал неудобные вопросы. Возможно, в этом вся суть настоящей журналистики», — сказал он.
Также Азамхожаев оставил еще один саркастический пост со ссылкой на пресловутый «Байсунский репортаж» ректора.
«Вот бы какой-нибудь журналист из Байсуна приехал в Хасанбай вместе с пресс-секретарем Минэкологии и хокимом Юнусабада, чтобы узнать у людей, насколько правдивы слухи из Facebook, а им навстречу попались бы аксакалы Хасанбая. На вопрос: «Говорят, что в Юнусабаде из-за теплиц совсем не осталось воздуха, это правда?» старцы хором бы ответили: «Ерунда, такого воздуха не было даже во времена Шарафа Рашидова, спасибо нашим дорогим уважаемым! Безбожники, сидящие в Интернете, чего только не наговорят, да были ли они когда-нибудь в Хасанбае? Не верьте слухам из Facebook»...
Такого репортажа, конечно, не будет. Никто его не сделает. Потому что... есть совесть. Всем известно, что качество воздуха ухудшается с наступлением холодов. Но то, что происходит, интересно. Поживем, увидим», - сказал он.
Для сведения, 24 сентября Шерзодхон Кудратходжа находился в махалле «Кофрун» Байсунского района и беседовал с группой проживающих там аксакалов. Согласно репортажу, после аварии на скважине с местным населением «все было хорошо».
«Нужно ликвидировать истинные очаги» – экономисты
Узбекские экономические аналитики связывают коренную причину проблемы качества воздуха с реформами энергетического сектора. Например, Бехзод Хошимов пишет в Telegram-канале:
«Следует отметить, что проблема загрязнения воздуха в Узбекистане и Ташкенте — это вопрос энергетической реформы, которая откладывается на десятилетия».
Ботир Кобилов говорит, что пока этот вопрос не будет решен, экология в нынешнем состоянии не улучшится, а может лишь ухудшиться.
«Необходимо выявить истинные очаги, причины, указать и устранить их. До тех пор, пока этого не будет, качество воздуха и экология в Узбекистане и Ташкенте, не улучшатся, напротив, они будет ухудшаться», - сказал Кобилов.
«Экспорт газа нужно запретить и направить узбекский газ в теплицы» - Отабек Бакиров
Отабек Бакиров оптимистично отреагировал на мысли Кудратходжи и предложил прекратить экспорт газа в Узбекистан и направить его теплицам.
«Олигархия, тайными решениями завладевшая узбекскими газовыми месторождениями и узбекской газовой инфраструктурой, за последние 10 месяцев экспортировала более 2,6 миллиарда кубометров узбекского газа, достаточные для нужд узбекских теплиц в течение как минимум 2 лет, и продолжает экспорт газа и в ноябре.
Конечно, надо понять Шерзодхона Кудратходжу, который вместе с нашими славными энергетиками, накрепко сросшимися с кипрской, швейцарской или гонконгской олигархией, отправился в Байсун и надышался там местным воздухом, задохнулся от атмосферы в Юнусабаде. (Кто мог представить, что через 40 дней всё так повернётся?)
В любом случае я предполагаю только хорошее. Шерзодхон ака не собирался уничтожать с помощью дронов оставшиеся без газа теплицы в Хасанбае, где жгут шины и листву. Ведь если на следующей неделе вместо газа в столичных котельных начнут жечь мазут, и не только Юнусабад, но и весь город накроет смог, не станет же он призывать бомбить дронами мазутные котельные!
Давайте подумаем здраво, а что, если Кудратходжа хотел сказать: «Экспорт газа должен быть запрещен, а узбекский газ должен быть направлен в теплицы»?
Что, если с вопросом «Совесть есть?» он обратится к славным энергетикам и олигархии?»
«К сожалению, совесть не растет в теплицах, иначе мы бы ее тоже вырастили...» - Абдурахим Абдувалиев
Глава Национальной ассоциации плодоовощеводов Абдурахим Абдувалиев тоже прокомментировал пост Шерзодхона Кудратходжи и обнародовал ряд цифр, касающихся тепличного хозяйства. По его данным, в 2022 году теплицы, занимающие 2047 га, использовали в качестве топлива 487 миллионов кубометров газа, что составляет всего 0,8% от общего потребления газа в стране.
Отмечено, что в Узбекистане имеется более 6000 (по некоторым данным, 6500) гектаров теплиц. В теплицах трудятся более 60 000 постоянных и 80 000 сезонных рабочих. Ежегодно экспортируется их продукции на сумму более 200 миллионов долларов. Более 15 видов растений: помидоры, огурцы, болгарский перец, баклажаны, перец, лимоны, клубника, разнообразная зелень, бананы и другие продукты выращиваются круглый год.
«В теплицах растет столько всего, а совести нет. К сожалению, совесть не растет в теплицах, иначе бы мы ее тоже выращивали...», - сказал Абдувалиев.
Напоминаем, что в начале этого года хокимият Ташкента сообщил, что разрабатывает план мер по улучшению экологической ситуации и анонсировал презентацию. Но год закончился, плана всё не видно. Запрос Kun.uz по этому поводу остался без ответа.
В интервью Kun.uz в феврале глава департамента Минэкологии Бахром Холходжаев заявил, что другие министерства и организации исполнительной власти играют большую роль в снижении экологических проблем, в том числе снижении загрязнения воздуха, и что необходимо обнародовать меры, принимаемые на основании разработанных рекомендаций. В связи с этим чиновник отметил, что Минэкологии готово провести любые дебаты, конференции, брифинги, а также поддержать необходимые предложения и рекомендации других организаций.