Новую редакцию закона «О защите государственных секретов» обсудили на пленарном заседании Сената.
Об изменениях и дополнениях в закон рассказал заместитель председателя сенатского комитета по вопросам обороны и безопасности Толибжон Мадумаров.
Сообщается, что сегодня защита государственной тайны в стране регулируется на основании Закона «О защите государственных секретов», принятого 7 мая 1993 года. Когда этот закон был проанализирован экспертами, выяснилось, что некоторые нормы необходимо пересмотреть и усовершенствовать, а также внести дополнения.
«В частности, в законе четко не определены полномочия органов в сфере защиты государственных секретов, степень секретности, срок засекречивания сведений и выдача допусков на использование госсекретов. Поэтому использование государственной тайны и работа с ней трактуются по-разному в правовых документах, принятых на основе этого закона.
Также порядок работы с государственными секретами и их защиты, обеспечения режима конфиденциальности, регулирования секретного делопроизводства осуществляется на основании ряда секретных же постановлений Кабинета министров. Секретность в данном случае приводит к недостаточной осведомленности граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства о праве использования государственных секретов.
Порядок доступа и разрешение доступа к государственным секретам, категории несекретной информации, система взаимного обмена государственными секретами между государствами действующим законодательством не урегулированы. Это не соответствует требованиям политики открытости и информационного обмена, проводимой сегодня в нашей стране.
Кроме того, в действующем законодательстве не предусмотрены условия рассекречивания сведений, отнесенных к госсекретам. В результате в архивах накапливаются морально устаревшие, документы, а их судьба остается нерешенной», - сказал в своем докладе Толибжон Мадумаров.
Отмечается, что для устранения этих и других проблем Закон «О защите государственных секретов» был разработан в новой редакции.
Закон четко определяет компетенцию Кабинета министров, Службы государственной безопасности и организаций, использующих госсекреты. Сегодня, согласно действующему закону, определены лишь полномочия СГБ в сфере использования государственных секретов.
Информация, отнесенная к государственным секретам, делится на четыре категории (касающиеся военной, внешнеполитической и внешнеэкономической сфер, разведки, контрразведки, оперативно-розыскной деятельности и других направлений государственной безопасности, а также экономики, образования, науки и техники), утверждается их ограниченный список.
«На практике этот список засекречен постановлением правительства в 1994 году. Рассекречивание этого списка по закону соответствует требованиям действующей политики открытости в стране.
Закон четко определяет основания выдачи разрешения на использование госсекретов гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства, особый порядок выдачи разрешения на использование госсекретов, а также основания отказа в выдаче разрешения на использование государственных секретов гражданам.
В частности, закрепляется право на использование госсекретов для лиц, достигших 18-летнего возраста, а для лиц, не являющихся гражданами Узбекистана, разрешение предоставляется при условии выполнения требований международных договоров и законодательства Узбекистана, сказал Мадумаров.
Законом предусмотрен перечень информации, не подлежащей засекречиванию (чрезвычайные ситуации, преступления, нарушение прав человека и другая подобная информация) и определена ответственность за необоснованное решение о засекречивании такой информации. Также четко установлено, что запрещается отнесение к государственным секретам информации, угрожающей личной безопасности граждан.
Закон был одобрен сенаторами.