Иран строит железную дорогу до Герата, Туркменистан вернулся к проекту ТАПИ. Тем временем талибы намерены открыть Ваханский коридор для прямого доступа в соседний Китай. Аналитики Анвар Йулдошев и Наргиза Умарова рассказали о геоэкономических проектах в Афганистане и региональной транзитной конкуренции в программе Kun.uz «Геополитика».
По словам Наргизы Умаровой, единственная железная дорога, дошедшая до внутренних территорий Афганистана, — это железная дорога Термез-Мазари-Шариф, построенная Узбекистаном. Эта дорога занимает важное место во внешней торговле Афганистана. Узбекистан выигрывает от этого не только за счет взаимной торговли, но и как транзитная страна.
По словам Умаровой, продолжается четвертый этап строительства железной дороги от иранского города Хаф до Герата. Этот проект в сотрудничестве с Россией планируется ввести в строй в следующем году. Также в последние годы активно общается с талибами Туркменистан. Возобновлена реализация газопроводного коридора Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ). По словам аналитика, у Казахстана самый высокий объем торговли с Кабулом среди стран ЦА, при том, что у него нет общей границы с Афганистаном.
По словам Анвара Йулдошева, одной из стран, наиболее заинтересованных в сотрудничестве с нашим южным соседом, является Китай. Инвестиции Пекина в Афганистан растут. Китайская компания Gochin предложила инвестировать 10 миллиардов долларов в разработку крупных месторождений лития в Афганистане. Литий сегодня является необходимым элементом при производстве аккумуляторов для электромобилей. Инвестиции рассматриваются как часть стратегии Китая по расширению своего влияния в регионе за счет эксплуатации природных ресурсов Афганистана.
В последнее время на повестке дня стоит вопрос запуска Ваханского коридора, который напрямую соединяет Афганистан и Китай. В этом горном районе афганского Бадахшана до сих пор нет современных автомагистралей: между деревнями ездят на лошадях или ослах. В то же время начаты работы по укладке гравия на дороге, строящейся в регионе.
«Ваханский коридор — это территория на северо-востоке Афганистана шириной 50-57 км и длиной около 300 км. Гористая местность, очень труднодоступная. Когда-то это был самый труднопроходимый участок Великого Шелкового пути. Марко Поло был первым европейцем, прошедшим здесь. Это путь, который начинается из Китая и проходит через Иран и Турцию в Европу. Но построить дорогу при таком рельефе будет очень сложно», - говорит Анвар Йулдошев.
Наргиза Умарова говорит, что этот намеченный коридор является точкой, соединяющей интересы не только Китая и Афганистана, но также Таджикистана и Пакистана.
«Правительство Талибана, которое в настоящее время поднимает вопрос о Вахане, хочет превратить его в серьезный международный маршрут. Предложение об открытии этого коридора исходило от Китая в 2009 году, однако одним из факторов, замедляющих открытие коридора, может быть сам Китай. Потому что уже есть Китайско-Пакистанский экономический коридор, который является крупнейшим и самым дорогим проектом в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Открытие Ваханского коридора станет серьезным ударом по этому проекту.
Китай пытается привлечь как можно больше стран к китайско-пакистанскому экономическому коридору. Узбекистан уже практически присоединился к этому проекту. Причина в том, что к этому проекту будет подключена Трансафганская железная дорога, на которую мы возлагаем большие надежды: после маршрута Термиз-Мазари-Шариф-Кабул-Пешовар мы по авто- и железным дорогам Пакистана попадаем в порт Карачи и относительно новый Гвадар. Этой дорогой будут пользоваться не только Узбекистан, но и другие страны Центральной Азии.
В будущем, если Афганистан сможет выйти напрямую в Китай через Ваханский коридор, это существенно снизит его зависимость во внешней торговле от транзита Пакистана. Это — одна из целей правительства талибов. Торговые отношения между Афганистаном и Китаем развиваются очень интенсивно: по данным афганской стороны, взаимный товарооборот в 2023 году достиг 1,3 миллиарда долларов. Китай является одним из основных торговых партнеров Афганистана», - говорит Наргизв Умарова.
По ее словам, в результате первоначальных исследований китайского правительства, начавшихся в 2009 году, отмечено, что местность Ваханского коридора крайне сложная, находится на высоте почти 5000 метров над уровнем моря, и реализовывать проект нецелесообразно в связи с тем, что организовать транзит туда будет очень дорого.
Кроме того, китайская сторона учитывает и фактор безопасности. Среди них уйгурский сепаратизм и террористические группировки, оставшиеся в Афганистане.
По мнению Наргизы Умаровой, Китай видит три препятствия в реализации Ваханского коридора: китайско-пакистанский коридор, в который в качестве основного проекта вкладывают большие средства, высокие затраты из-за неблагоприятного рельефа местности и фактор безопасности.
Однако есть и другие стороны, заинтересованные в открытии этого коридора, такие как Иран и Таджикистан. «Если позиция Таджикистана в отношении Афганистана смягчится, и будет инициатива по Вахану, это повысит роль Таджикистана в транзитной системе Центральной Азии. В каком-то смысле для нас это конкурент, потому что появится альтернативный транспортный маршрут. Представьте себе, если бы Таджикистан мог напрямую попасть в Китай или если бы Афганистан, это позволило бы конкурировать со всеми транзитными маршрутами, которые в настоящее время проходят через Центральную Азию, включая Казахстан, Узбекистан или Туркменистан.
Сегодня Ваханский коридор является одним из самых медленно реализуемых проектов. Но я считаю, что Китай не заинтересован в этом вопросе, хотя делегации талибов несколько раз были приглашены в Китай и одним из главных вопросов, которые они хотели бы поставить на повестку дня, был Ваханский коридор», - говорит Наргиза Умарова.
В ходе беседы аналитики также затронули вопросы безопасности проекта газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) и международных проектов в Афганистане.
Беседовал НормухаммедАли Абдурахмонов.