«Начав с нуля, мы продали нашу компанию за 200 миллионов долларов» — узбекский программист в Америке

Общество 16:37 / 30.08.2024 22166

«Я работал и в Google и в Amazon»

Я — Канат Бектемиров, родился и вырос в Узбекистане, жил в Нукусе, а затем в Ташкенте. В 10-12 классах я учился в Америке, в штате Арканзас, потом изучал информатику в Университете Арканзаса. Во время учебы я также работал в главных офисах крупных технологических компаний Америки — Google, Amazon.

После университета мы с друзьями основали собственную стартап-компанию под названием Humanlink. Это был маркетплейс. В Узбекистане дети живут с родителями, но не в Америке — по достижении 18 лет человек становится самостоятельным и покидает родителей. Наш стартап представлял собой маркетплейс, который помогал человека, присматривающего за пожилыми. Дела шли не очень хорошо и мы закрыли его через 1,5-2 года.

История стартапа, проданного за $200 млн

Шел 2016 год, мой друг начинал работу в компании CaseStack и пригласил меня. Мы проработали 2 года, у нас уже был собственный отдел R&D (исследования и разработки) внутри компании, мы разрабатывали программное обеспечение. Потом мы оставили покинули CaseStack. В 2018 году мы заработали 15 миллионов долларов, начав всё с нуля. Так началась история «SupplyPike». Моя роль в компании — технический директор (CTO), который является техническим директором. Месяц назад нас купила компания SPS Commerce за 200 миллионов долларов. Несмотря на то, что нас купила крупная компания, мы работаем отдельно.

«Я один из 4-х главных людей компании»

С 2018 года работаю в компании с момента ее основания, но с юридической точки зрения учредителем не являюсь. В настоящее время в компании работают 130 человек. По профессии я инженер-программист (software), с тех пор мы выпустили пару продуктов. Потом я стал генеральным директором по стратегическим вопросам, когда в компании было 40-50 человек. У меня работало 10-15 человек. 3 года назад я стал главным директором технического отдела — под моим началом работают 40 специалистов. Есть 4 основных человека — основатель (СEO), технический директор, финансовый директор и COO.

Как работал стартап?

В Америке есть очень крупные супермаркеты, которые называются supply chain (цепочки поставок) и ритейлеры (розничные продавцы). Проблема, которую необходимо решить, заключается в том, что у крупных компаний, таких как Walmart и Amazon, разные правила и разные поставщики, которые доставляют им товары. Допустим, на складах этих крупных компаний остается определенное количество товаров. Они хотят вовремя доставить товары, оставшиеся на складах. Более серьезная проблема может возникнуть при доставке продукции со склада в магазин, супермаркет может не заплатить за это производителю или выписать штраф.

Об оценке стартапов в Америке

Наш основатель имел хороший опыт работы, умел общаться с банкирами, инвесторами. Его опыт сыграл большую роль в том, что нам удалось увеличить капитал до 40 миллионов долларов.

Второй фактор – после того, как у нас появились деньги, мы смогли собрать хорошую команду. Лучшее, что мы сделали на данный момент, — это с самого начала создали хорошую команду. Несмотря на то, что это был стартап, процесс собеседований был трудным, поэтому многие люди не получили работу. А люди, которые начинали с самого начала, все еще здесь.

Еще один фактор. Вопрос в том, какой продукт и как продавать. Мы сами общались с клиентами и командой каждый день. Минимум 5-6 раз.

При планировании проекта, прежде чем писать хотя бы один код, должна возникать мысль: «Как это может привлечь новых клиентов или удержать существующих?»

Без инвестиций в Америке трудно работать, нам удалось собрать 40 миллионов долларов инвестиций. Да, 85-90 процентов акций компании остались у инвесторов, но если бы не эти инвестиции, компания не вышла бы на такой уровень.

Нашими основными клиентами являются производственные компании, которые платят нам за бухгалтерские услуги. Эти производители продают свою продукцию крупным компаниям, таким как Amazon и Walmart. Мы подсчитываем, сколько товаров наших клиентов осталось на Amazon и на каких складах остался товар.

У нас более 500 клиентов, пока мы работаем только с производителями Америки, потому что наша программа объясняет правила работы супермаркетов в Америке.

«Нас купили в 10 раз дороже нашего годового дохода»

В ближайшие годы мы намерены выйти в Европу, планируем сначала изучить их проблемы, а потом выходить на новый рынок. Прежде чем выйти на какой-либо новый рынок, мы разрабатываем только одно программное решение. Будет универсальное программное обеспечение, не адаптированное для каждого клиента.

Цепочка поставок очень сложна, не каждый может это сделать. Мы делаем только одну вещь, и только она сможет удовлетворить спрос на рынке стоимостью 10 миллиардов долларов. Одна только вся цепочка поставок представляет собой рынок стоимостью 5-6 триллионов долларов.

Нас купили в 10 раз больше нашего годового дохода, по оценкам, наш годовой доход достиг 20 миллионов долларов. Почему нас так оценили? Потому что наш годовой доход увеличивается в два раза. Сейчас это 20 миллионов долларов, в прошлом году было 10 миллионов долларов, а годом ранее было 5 миллионов долларов.

«Не обязательно менять мир»

Люди хотят заниматься понятным всем бизнесом, например, доставкой, стартапы вроде Яндекса считают, что людям это интереснее. Я тоже так думал 10 лет назад. Но когда вы начнете общаться с людьми, вы поймете, что это не так. Инновации возможны в разных сферах, в разных направлениях. Я говорю сейчас многим людям: вам не обязательно менять мир. Если вы начнете видеть, что вокруг нас много проблем, вы сможете многое изменить. Есть области, которые мы не понимаем, мы можем начать стартап из ниоткуда, начать что-то новое.

Пока что я остаюсь в этой компании, мне предстоит проработать минимум 1-2 года. Потом будем думать. Но те, кто купил SupplyPike, — очень хорошая компания, наша деятельность очень похожа. На интеграцию уйдет год-два. У меня много планов: я очень интересуюсь искусственным интеллектом. Следующий стартап может быть связан именно с ним.

Беседовала Мадина Очилова.

Больше новостей