Вчера было опубликовано видео, на котором водитель автомобиля Tracker с регистрационным номером 01 F 222 FB движется со скоростью 170 км/ч по проспекту Бунёдкор Чиланзарского района города Ташкента. Водителя нашли и составили административный протокол.
В другом случае в Хатырчинском районе Навоийской области BYD, двигавшийся на скорости 140 км/ч, наехал на 9-летнюю девочку и стал причиной ее безвременной смерти.
Но достаточно ли применяемых наказаний и штрафов для предотвращения подобных преступлений?
Водительские права у тех, кто лихачит в населенных пунктах, надо отбирать
Автор Telegram-канала Kurbanoff.net Шухрат Курбанов обратил внимание на случай с Tracker, который ехал со скоростью 170 км/ч, и сравнил установленный штраф с «платной услугой» за превышение скорости.
«Самое интересное, что штраф за езду в городе на такой скорости составляет 9 БРВ, что на сегодня составляет 3 060 000 сумов. И это ещё не всё, если он оплатит в течение 15 дней, он заплатит половину от этой суммы.
По мне это не выглядит как штраф, это выглядит как платная услуга - хочешь нарушить - плати, причем можно с 50% скидкой, осталось придумать карты постоянного клиента.
Если задача предотвращать такие ситуации - при превышении на 50 км/ч от установленных норм, особенно в населенных пунктах надо на месте лишать прав.
Водитель боится двух вещей - потерять свои права и лишиться своего авто, вот и надо пользоваться этим. Но это если конечно стоит задача предотвращать нарушения, а не зарабатывать на них.
И ещё, не надо слушать тех, кто говорит, что у нас штрафы неподъемные, и которые сравнивают штрафы с зарплатой. Штрафы — это не налоги, они и должны быть пугающими и часто неподъемными», – написал Шухрат Курбанов.
Каков зарубежный опыт?
В большинстве европейских стран максимальная скорость движения, установленная в населенных пунктах, составляет 50 км/ч. Водители, нарушившие это правило, строго наказываются.
Например, в разных странах наказание водителю, который едет со скоростью 105 км/ч в жилом районе, следующее:
- В Германии – лишение права управления автомобилем на срок до 3 месяцев с добавлением штрафных баллов и штрафом до 680 евро;
- Во Франции — штраф 1500 евро и лишение водительских прав на срок до 3 лет;
- В Италии – штраф от 532 до 2127 евро, лишение права управления автомобилем на срок от 1 до 3 месяцев;
- В Испании – штраф 600 евро и 6 штрафных баллов, лишение водительских прав на 3 месяца;
- В Великобритании — штраф 2500 фунтов и 6 штрафных баллов, лишение прав.
В Австрии наказание еще более строгое. Автомобили водителей, превышающих скорость 80 километров в час на улицах жилых районов и 90 километров в час за пределами города, конфисковывают.
Дороги должны быть очищены от потенциальных убийц
Несмотря на установку радаров, измеряющих превышение скорости, ДТП не уменьшаются. Каждый день автомобиль, едущий на большой скорости в каком-то районе республики, становится причиной гибели людей. В частности, в 2023 году в результате дорожно-транспортных происшествий пострадали 1568 детей и 263 ребенка погибли. За первые 5 месяцев этого года в аварии попали 359 студентов, погибло 65 учащихся.
На фоне столь ужасных новостей блогер Кобил Хидиров призвал к полному пересмотру сферы безопасности дорожного движения.
«Должна быть политическая ответственность за гибель детей на дорогах. Службу безопасности дорожного движения следует полностью упразднить. Эта служба и ее руководство себя не оправдали. Их работа неэффективна, контрпродуктивна и нелогична. Стратегия безопасности дорожного движения должна быть полностью пересмотрена», — говорит Кобил Хидиров.
Если присмотреться, положение дошло до того, что некоторые люди беззастенчиво выставляют напоказ в Интернете десятки штрафов за превышение скорости. Десятки штрафов – это на самом деле позор, верно? Разве такие серьезные правонарушители смеют смотреть обществу в глаза?
Также чрезмерно возросло количество рекламы антирадаров, устройств, которые могут легко снимать и скрывать номерные знаки. По сути, это также один из путей ухода от наказания и пропаганды нарушения.
Ни для кого не секрет, что большинство дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом происходит из-за превышения скорости. В связи с этим необходимо немедленно ввести систему штрафных баллов для водителей, нарушающих правила, привлечь к политической ответственности тех, кто так долго затягивал ввод этой системы, усилить контроль за скоростным режимом в населенных пунктах.
Кроме того, дорожное строительство и подходы к организации дорожного движения также должны быть полностью пересмотрены.
Необходимо прекратить превращать улицы города в автострады, нужно оборудовать пешеходные переходы светофорами и камерами, внедрять современные подходы к организации упорядоченного и безопасного движения посредством дорожной разметки и других средств.
Ситуация показывает, что без таких решительных и комплексных шагов абсолютно невозможно спасти жизни тысяч людей и наших детей.