Это было вполне ожидаемо. Поскольку лимит на электроэнергию введен с мая, предоплата установлена сроком на 2 месяца, поэтому большая часть людей провела май месяц по старой цене, без лимитов. С июня свет начал «бить по карману».
Сейчас многие требуют вообще отменить лимит. Забегая вперед, я думаю, что социальную норму следует не отменять, а немного увеличить. Об этих и других особенностях ниже.
Почему с 1 июля прибавились еще неиспользованные киловатт-часы?
Это можно легко объяснить. Это не какие-то цифры, придуманные или взятые с потолка людьми в энергоснабжающей компании. Все по фактическому расчету. Только это — количество электроэнергии, потребленное 30 июня, в последний день предыдущего месяца.
Компьютер не может рассчитать день, до его завершения. Когда день заканчивается и наступает 00:00, дата меняется на 1 июля и записывается в эту дату.
Разумеется, в первых числах каждого месяца «Территориальные электрические сети» проводят профилактические работы в центре обработки данных, корректируют расчетный расход электроэнергии.
Так, это понятно. С 1 июля цены выросли одинаково для всех. Ограничения введены и теперь они начали «кусаться». Людям приходится платить чаще. Контроль за электричеством автоматизирован: при отсутствии предоплаты его отключают.
При таких условиях необходимо как можно скорее предоставить населению более простой и удобный способ контроля за электроэнергией, и не только за ней, но и за газом, водой и т.д.
Согласно постановлению Кабинета Министров от 15 сентября 2018 года № 726 «О создании единой биллинговой системы коммунальных услуг», ряд министерств и ведомств были обязаны к 1 августа 2018 года разработать единую биллинговую систему расчетов. До 1 января 2021 года должно было быть завершено подключение информационных систем и баз данных питьевого водоснабжения, канализации и теплоснабжения к Единой биллинговой системе. Все это осталось на бумаге.
На самом деле, в создании такой системы нет абсолютно ничего сложного. И это не те данные, которые можно украсть и использовать в злонамеренных целях.
Сейчас я могу зайти на официальные сайты компаний электро-, газо- и даже водоснабжения со своего компьютера, получать точную информацию в личном кабинете и контролировать расходы. Доступ и просмотр через мобильные устройства неудобен. Кроме того, это требует времени.
Большинство людей, не пользующихся современными гаджетами, не понимают этих вещей. Когда свет или газ отключают, они продолжают платить, говоря: «да, значит кончились деньги». Они не знают, сколько они тратят в месяц и в день.
Теперь у каждого есть смартфон. Если бы было создано такое универсальное мобильное приложение, если бы был введен номер счетчика или абонента, то были бы хорошо видны авансовые платежи за воду, электричество и газ, задолженность и архивная информация. Оплата бы тоже осуществлялась через это приложение.
Прежде всего, это побудит людей следить за тем, сколько потребляется в день, и при необходимости экономить энергоресурсы и питьевую воду.
Во-вторых, это предотвратит различные недоразумения. Сейчас большинство людей возмущаются потому, что не понимают.
Теперь пара личных мыслей по поводу лимита.
В проекте постановления Кабинета министров Республики Узбекистан «Об изменении цен на топливно-энергетические ресурсы», вынесенном на общественное обсуждение 31 мая 2022 года, социальная норма (то есть лимит) на электроэнергию составляла 250 кВтч в месяц. Другого предела для увеличения выплаты не было. Лимит на природный газ составлял 700 кубометров в месяц в отопительный сезон и 200 кубометров в другие сезоны.
Данное постановление не было принято, в результате чего норма по электроэнергии была снижена до 200 кВтч, а по газу – до 100/500 куб.м.
Не будем говорить о газе, потому что он есть не везде. Но ограничение в 200 кВтч обременительно даже для среднего класса, не говоря уже о малообеспеченных. Семьи используют кондиционеры в жаркие летние дни не ради удовольствия, а потому что в каждой семье есть маленькие дети или пожилые люди. На мой взгляд, социальную норму надо немного увеличить.
Сейчас лето. Зимой, в местностях, где нет природного газа, люди отапливают свои дома электрическими обогревателями или кондиционерами, переключенными на зимний режим. Для таких территорий необходимо установить еще более высокую социальную норму.
В целом, после резкого повышения цен на свет перебоев в его поставках быть не должно. Да, я понимаю, что это невозможно сделать сразу. Но мы дойдем до этого, я надеюсь. Важно, чтобы собранные средства расходовались правильно, а поставки электроэнергии и газа были непрерывными и всеобъемлющими.
Шухрат Шокиржонов, журналист