Вчера, 19 мая, государственная делегация во главе с президентом Ирана отправилась в соседний Азербайджан, где успешно заключила ряд крупных государственных соглашений, а на обратном пути попала в авиакатастрофу. Воздушный кортеж иранского президента состоял из трех вертолетов. Остальные два вертолета долетели до пункта назначения, разбился только вертолет, на борту которого находился президент Ибрахим Раиси. Всего в вертолете находились 9 человек. Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдуллахиан — один из них.
Ибрахим Раиси родился в 1960 году в Мешхеде, одном из религиозных столпов Ирана, в семье учёных-теологов. Раиси, юрист по образованию, возглавлял судебную власть Ирана до того, как был избран президентом в 2021 году.
Иран является одной из геополитически важнейших стран. После исламской революции в 1979 году отношения Исламской Республики Иран со странами коллективного запада во главе с Соединенными Штатами стали очень напряженными. У Ирана нет прямых дипломатических отношений с США, Израиль, ближайший союзник США на Ближнем Востоке, считает Иран своим самым большим врагом. Иран в свою очередь считает Израиль «государством-оккупантом, оккупирующим палестинские территории», «террористическим государством» и исходит из того, что на палестинских территориях должно быть единое палестинское государство.
Именно поэтому крушение вертолета с президентом Ирана и смерть президента естественным образом вызывают различные сомнения и подозрения у многих экспертов и широкой общественности. Так могло ли убийство иранского президента быть подстроенным? Теперь возникает еще один не менее резонный вопрос, каких целей внешние или внутренние силы и государства могут достичь посредством такой операции.
Прежде всего, необходимо ответить на вопрос о положении президента в Исламской Республике Иран, его месте в иерархии власти. После Исламской революции в 1979 году была введена своеобразная государственная структура под руководством лидера революции Имама Хомейни. Иран – республика, ею управляют от имени народа. В целях сохранения верховенства ислама, верховным руководителем государства является аятолла, который избирается не народом, а религиозным советом. Избранный имам обладает наиболее важными государственными полномочиями.
С 1979 по 1989 годы главой государства был Верховный Имам аятолла Рухолла Хомейни. Главой государства с 1989 года является Али Хаменеи. Если сравнить пример государственности Узбекистана, то президенты в Иране близки к статусу премьер-министров в нашей стране. То есть, в Иране все важнейшие направления в сфере безопасности, внешней и внутренней политики определяет глава государства – Имам Хаменеи, а исполнительной властью является президент. Верховные решения принимает имам Хаменеи, а президент обеспечивает их исполнение и отчитывается перед имамом, религиозным советом и парламентом.
Кроме того, Ибрахим Раиси был консервативным политиком. Между ним, Имамом Хаменеи и Корпусом стражей Исламской революции не было конфликтов.
Исходя из этого, смерть президента в Иране не меняет принципиально государственной политики. Внешние силы хорошо знают, что смерть иранского президента не изменит внешнюю политику Ирана. К примеру, даже если гибель президента позволяла бы достичь некоторых целей, страны, которые это сделали бы не смогли бы избежать исторической ответственности и пятна позора.
Естественно, в связи со смертью президента Ирана и других влиятельных людей формируется очень мощная комиссия по расследованию. Эта комиссия будет находиться под международным контролем. И комиссия, с одной стороны, будет очень квалифицированной, с другой – она не сможет скрыть истины. Следовательно, о том, что же произошло на самом деле, станет известно в ближайшие месяцы. И если в катастрофе были задействованы внутренние или внешние силы, это тоже обязательно станет известно.
Итак, основная версия заключается в том, что смерть иранского президента не приведет к изменению государственной политики Ирана. Государство возглавляет высший лидер – Имам Хаменеи. По этой причине смерть президента Ирана, по всей вероятности, была несчастным случаем.
Политика – очень сложная сфера. Нельзя полностью исключить возможность организации подобных инцидентов. Если кто-то их и делает, то старается очень хорошо замести следы. Но, как уже говорилось выше, смерть иранского президента не решает никаких проблем ни во внутренней политике, ни во внешних отношениях, а напротив, увеличивает неопределенность.
Исламская Республика Иран является одним из важных соседей Узбекистана. Географически между двумя странами находится только Туркменистан. Исторически народы Узбекистана и Ирана были компонентами одного культурного пространства. В последующие годы отношения между Узбекистаном и Ираном вошли в состояние весьма положительной динамики. Надеемся, что следующий президент Ирана – так же, как и покойный Ибрахим Раиси, продолжит выстраивать позитивные отношения между нашими странами.
Камолиддин Раббимов,
политолог.
Пер. В.Султанов.