Теперь государственные гранты в вузах Узбекистана определяются на основе конкурса среди претендентов, набравших наивысшие баллы. Об этом говорилось в презентации о системе высшего образования президенту Шавкату Мирзиёеву.
Согласно постановлению главы государства от 2 февраля текущего года создан проектный офис «Центр проектов в сфере образования». За минувшее время ведомством совместно с министерствами разработаны меры и перспективные инициативы по организации образовательных процессов на новых принципах, повышению потенциала кадров, поднятию качества образовательных услуг до уровня международных стандартов.
6 мая в присутствии президента обсуждались предложения по оптимизации высшего образования, совершенствованию систем приема и квалификации.
Сегодня существует 306 специальностей бакалавриата и 625 специальностей магистратуры. Но некоторые из них не соответствуют международным стандартам и требованиям современного рынка труда. Это вызывает определенные трудности в формировании квалификации выпускников и их трудоустройстве.
Поэтому были высказаны предложения по международной классификации образования, пересмотру программ бакалавриата и магистратуры на основе передового зарубежного опыта, открытию новых курсов по востребованным направлениям.
Обсуждался также вопрос оптимизации деканатов и других управленческих структур путем цифровизации образовательных процессов в высших учебных заведениях. С этой точки зрения дано поручение к 1 сентября полностью пересмотреть образовательный процесс и внедрить новую систему.
Следующий основной вопрос – сделать систему приема в высшие учебные заведения более справедливой и обеспечить государственными грантами талантливых людей. Существующая система приема, распределения квот не в полной мере обеспечивает конкуренцию. Хотя некоторые абитуриенты имеют высокие баллы, их могут не зачислить из-за квоты вуза, в который они подали заявление.
Согласно новому порядку, абитуриент, набравший высокий балл по конкретному направлению, будет рекомендован на государственный грант независимо от выбранного вуза. То есть, молодежь, набирающая высокие баллы, обязательно получит возможность учиться.
Еще одно нововведение: теперь государственный грант не будет предоставляться одному студенту на 4 года, а будет перераспределяться ежегодно между студентами, достигшими высоких результатов.
Глава государства подчеркнул необходимость справедливой организации этой системы и информирования молодежи и родителей о ней.
Также много актуальных вопросов по квалификационным требованиям. Некоторые критерии в нашей стране не полностью соответствуют международным стандартам и требованиям работодателей. Из существующих около 8 тысяч рабочих профессий для более чем 5 тысяч не разработаны стандарты квалификации, а существующие нечеткие и имеют низкое качество.
Кроме того, в центрах оценки квалификации не внедрена сертификация. Процессы и документация национальной системы квалификаций не цифровизированы.
В связи с этим решено создать Институт развития национальной системы квалификаций и вместе с работодателями разработать необходимые квалификационные требования.
– Это проблема, непосредственно затрагивающая занятость населения. Поэтому необходимо разработать законы в этой области, определить ответственность министерств и ведомств, усилить контроль за их исполнением, – сказал Шавкат Мирзиёев.
На презентации также проанализировано качество технического образования.
В нашей стране ежегодно создаются более трех тысяч промышленных предприятий, на них создается 146 тысяч рабочих мест. Требуется более 25 тысяч инженеров и технологов в год.
Несмотря на то, что кадры готовятся в 33 государственных высших учебных заведениях технического направления, качество образования не соответствует требуемому уровню. Некоторые предметы и специализации, которые преподаются здесь, уже исключены из программ ведущих зарубежных технических университетах. Почти половина учебных планов и программ не соответствует требованиям рынка труда и международным стандартам.
Ответственным лицам указано на необходимость кардинальных изменений в этом направлении образования.