Агентство стратегических реформ при президенте Узбекистана провело инвентаризацию 9 442 школ в системе Министерства дошкольного и школьного образования.
Команда агентства Delivery Unit (офис управления достижением результата) провела оценку технического состояния школьных зданий, крыш, систем электроснабжения, отопления, столовых, актовых залов, туалетов, а также состояние стен, полов, окон и дверей.
Согласно представленной Kun.uz информации по результатам изучений, для исследования создан отдельный сайт, а экспертам предоставлена возможность доступа к кадастровым данным. Для однокорпусных школ составлено 55 вопросов; чем больше зданий, тем больше вопросов (до 85). Заполнивших анкеты проверяли по фамилии, телефону и ИНН школы.
Строительство школ в разрезе эпох
Оказывается, самая старая из имеющихся школ была построена в 1871 году в Андижане, в махалле «Мустакиллик». Наиболее активными этапами строительства были периоды с 2006 по 2009 год – 1298 школ и с 1984 по 1989 год – 1391 школа.
Строительство школ на протяжении многих лет в разрезе регионов / Фото: Агентство стратегических реформ
Школы без воды и канализации
Согласно опросу, 87% школ не имеют доступа к центральной канализации.
«Даже в то время, как новые школы с привлекательным внешним видом и современным оборудованием имеют туалеты в помещении, они заперты, что приводит к тому, что ученики и учителя вынуждены ходить в туалеты на заднем дворе, которые не соответствуют элементарным требованиям», – отмечает Delivery Unit.
Кроме того, исследования показали, что только 53% школ имеют доступ к централизованному водоснабжению. Из оставшихся 47%: бурят скважины — 27%, пользуются привозной водой — 11%, не имеют воды — 9%.
По данным Комитета санитарно-эпидемиологического благополучия, за 2023 год по сравнению с 2022 годом заболеваемость вирусным гепатитом А в стране выросла в 2 раза, при этом 39% случаев было выявлено у детей школьного возраста. Это заболевание тесно связано с проблемами водоснабжения, плохими санитарными условиями и несоблюдением правил гигиены.
Отмечается, что этот процесс, будучи цепочкой, напрямую влияет не только на ухудшение здоровья детей, но и на посещаемость. По данным АСР, 39 % руководителей школ напрямую связывают состояние туалетов с низкой посещаемостью учащихся.
Это состояние может привести к тому, что дети не захотят пользоваться школьным туалетом, и в результате у них могут развиться заболевания мочевыводящих путей.
Что необходимо сделать?
Команда Delivery Unit Агентства стратегических реформ поговорила с австралийским экспертом по санитарии и гигиене Марком Эллери, чтобы изучить ситуацию и разработать предложения. Он разработал несколько различных доступных вариантов проектирования новых туалетов для школ и обновления существующих.
Как выяснил эксперт, одной из основных причин проблем является отсутствие воды и неправильное проектирование туалетов внутри школ. Из-за быстрого заполнения ям и недостатка денег на вывоз отходов, а также из-за неприятного запаха администрация школ закрывает туалеты, а дети вынуждены ходить в туалеты во дворе, где зачастую нет воды даже для мытья рук.
Утверждается, что в туалетах не следует устраивать бетонного покрытия, чтобы предотвратить появление неприятного запаха. Отсутствие бетонной гидроизоляции в туалетах и отсутствие систем утилизации отходов приводят к быстрому заполнению туалетов.
О стандарте WASH
Отмечается, что для школ существуют стандарты WASH – система «три звезды» (Three Star). То же самое предлагается внедрить и в узбекские школы. Согласно стандарту:
• одна звезда присуждается школам, где имеются чистые и разделенные для девочек и мальчиков туалеты, а также доступ к питьевой воде, а для поддержки санитарии и гигиены привлекаются представители общественности;
• две звезды присуждаются школам, где учащиеся имеют бесплатный доступ к питьевой воде, возможность мыть руки с мылом после туалета и имеются дополнительные туалеты для учеников;
• три звезды присуждаются школам, в которых учащихся обучают правилам гигиены, имеются санитарные возможности для учеников с ограниченными возможностями.
Согласно заключению Delivery Unit, в Узбекистане школы не получают достаточной финансовой поддержки. Например, на ремонт здания школы из местного бюджета выделяется в среднем около 2,5 млн сумов в год.
«Необходимо пересмотреть и увеличить финансирование школ, чтобы обеспечить детям базовые санитарные и гигиенические условия. Кроме того, все проекты водоснабжения в регионах должны предусматривать подключение к водопроводу всех близлежащих школ», – считает команда.
В настоящее время на основе собранных данных ведется работа по оценке инфраструктуры школ по нескольким направлениям.
Напомним, что в марте этого года Институт макроэкономических и региональных исследований представил свой анализ инфраструктуры школ и качества образования, согласно которому, в школах Узбекистана на одно место приходится 1,2 ученика. Почти 16% школ нуждаются в капитальном ремонте, а 4,6% находятся в состоянии полной непригодности. 70 % не подключены к канализации, а 28,4 % не подключены к Интернету.
Ранее Kun.uz опубликовал аналитический материал о состоянии туалетов в школах.