«Ограничение выбора откроет путь к монополии» – представители общественности об ограничении импорта BYD

Узбекистан 18:38 / 23.03.2024 12245

Утверждение, что они не приспособлены к местным климатическим и дорожным условиям, является отговоркой, говорит блогер Умид Гафуров, который уже 3 года пользуется автомобилями BYD. Ашрафбек Олимов, эксперт в области автомобильной промышленности, заявил, что эта просьба BYD соответствует стратегии компании по сосредоточению внимания на развивающихся странах. По словам экономиста Отабека Бакирова, все это напоминает о процессах, которые когда-то происходили при открытии совместного предприятия UzDАEWOOAuto.

Компания BYD, строящая завод в Джизаке вместе с «Узавтосаноат», обратилась к правительству с просьбой ограничить нецентрализованный импорт этого бренда, заявив, что «импортируемые модели не приспособлены к местным климатическим и дорожным условиям и не имеют официальной гарантии».

Kun.uz поинтересовался у экономиста Отабека Бакирова, старшего финансового менеджера Nissan Motor Ашрафбека Олимова и общественного активиста Умида Гафурова об их отношении к этой новости.

«Узавтосаноат обеспокоен электрическими и гибридными моделями ценой до $20 тысяч» – Отабек Бакиров

— Для меня это не было новостью, ожидаемое решение. Если помните, в начале года говорилось, что эта тема вынесена на обсуждение на межведомственном портале. В сети были копии. Даже при том, что 2 года назад, когда было создано совместное предприятие с BYD, доля «Узавтосаноат» составляла 60%, а доля европейской структуры BYD – 40%, все это напоминает процессы, которые были во времена создания UzDАEWOOAuto.

Два года назад я писал об опасениях, что монопольная среда, созданная сегодня компанией «Узавтосанат», закончится тем же и в сфере электромобилей. Это стало практической реальностью.

Созданное в Узбекистане совместное предприятие будет заниматься сборкой моделей BYD Song Plus и Chazor в сегменте стоимостью выше $25 тысяч. В настоящее время поток электромобилей, которые ввозятся в Узбекистан в больших количествах – это автомобили стоимостью до$25 тысяч. То есть независимые импортеры также ввозят более дешевые модели BYD, такие как E2, Dolphin, Seagull. Поскольку это другой ценовой сегмент, то не создает давления на СП, но кому это вредит? Другому сегменту «Узавтосанат». Например, продажи Onix низкие. Я думаю, что основным сигналом будет ввоз электромобилей ценой до $20 тысяч, и есть опасения, что это повлияет даже на продажи модели Cobalt.

«Основная цель BYD – развивающиеся рынки» – Ашрафбек Олимов

– Исходя из своего опыта, я могу предположить три причины, по которым производитель просит правительство урегулировать импорт.

Во-первых, автомобили BYD, экспортированные в Узбекистан, могли иметь технические неисправности или не соответствовать дорожному и климатическому законодательству. То есть могли быть выявлены неисправности и из-за этого запрошено урегулирование. Но вероятность этого небольшая.

Во-вторых, выпущенные в Китае автомобили BYD предназначены для Китая. В настоящее время цены на электромобили в Китае упали из-за конкуренции, большого количества производителей. В КНР около 70 производителей. В таком случае предприниматели покупают автомобили, произведенные для местного рынка, по низким ценам и продают их в других странах. Производитель, возможно, не желая делить свой хлеб, намеревается сам продавать автомобили за границу по более высоким ценам.

Сам я больше верю в третье предположение. Ожидается, что в Америке будет принят закон IRA (Inflation reduction act – закон о снижении инфляции), и, если это действительно произойдет, то положит начало жесткой протекционистской конкуренции с Китаем в области электромобилей. Америка хочет открыто запретить китайские электромобили. Может быть введено требование, согласно которому запрещается продавать в США аккумуляторы, если доля китайской компании в них превышает 25 %.

Известно, что Америка – один из крупнейших рынков в мире. Это возможно, беспокоит BYD: если Америка примет такие решительные меры, Европа последует этому примеру. Поэтому не зря Китай ориентируется на развивающиеся страны, в настоящее время заводы BYD строятся в Таиланде, Бразилии, Узбекистане, Индонезии и Венгрии. Исходя из этого, это может быть стратегический шаг BYD, который гласит: «если наше будущее сосредоточено на этом регионе, то мы должны создать здесь основу для себя».

«Лучше если у водителей будет выбор» – Умид Гафуров

— Как давно вы пользуетесь автомобилем BYD? За это время вы заметили, что ваш автомобиль не «адаптирован к местному климату и дорожным условиям», «отсутствие официальной гарантии» доставило вам какие-либо проблемы как потребителю?

– Я езжу на BYD с 2021 по 2024 год – сначала купил Song Plus, потом Han – недостатков по сервису и климату не заметил.

Правда, есть вероятность поломки, так как это машина и хорошо бы иметь сервис, но мастера в Узбекистане уже всему научились и во всем разбираются. Сейчас эти мастера работают у официальных дилеров, которые в свою очередь дают гарантию и т.п., но соответственно и цены у них значительно выше.

По-моему, многие разочарованы этой новостью. Я не знаю, является ли это инициативой BYD, думаю, это «наша» инициатива. Автомобили BYD, импортируемые не дилерами, намного дешевле. Покупатели обязательно выберут тот, что подешевле. Конечно, есть желающие купить у официального дилера, ведь если брать у них, то можно воспользоваться функцией онлайн-управления автомобилем. Думаю, лучше если у водителей будет выбор. Ограничение выбора снова откроет путь к монополии.

Беседовала Мадина Очилова.

#электромобиль, Узавтосаноат, протекционизм, BYD

Больше новостей