С 1 апреля 2024 года в Узбекистане будет введен акциз в размере 500 сумов за литр газированных напитков, содержащих сахар. Это предусмотрено изменениями, внесенными в Налоговый кодекс в связи с принятием Государственного бюджета на 2024 год.
В Минэкономики и финансов заявили, что была учтена рекомендация Всемирной организации здравоохранения ввести дополнительный налог на безалкогольные напитки, содержащие сахар и другие подсластители. Поступления от акцизного налога будут направлены в Фонд медицинского развития.
Кроме того, установлен акциз в размере 2000 сумов за 1 литр энергетических и стимулирующих напитков по инициативе группы депутатов Законодательной палаты.
Заявленные цели
Основная цель введения «сахарного налога» на глобальном уровне – снижение проблемы избыточного веса и ожирения среди населения, рост числа случаев заболевания сахарным диабетом.
Исследование Action on Sugar, проведенное в 2014 году, показало, что 79 % газированных напитков объемом 330 мл содержат шесть или более чайных ложек сахара. Это равно максимальной суточной дозе сладкого для взрослых.
По результатам другого исследования, можно сказать, что употребление одной или двух бутылок сладких напитков в день увеличивает риск развития диабета на 26 %.
Согласно исследованию, опубликованному в престижном британском медицинском журнале The Lancet, в 2021 году число людей с диабетом в мире составило 529 миллионов, а к 2050 году их число достигнет 1,31 миллиарда. Увеличение заболеваемости диабетом на 49,6 % связано с ожирением.
Газированные напитки имеют следующие опасные последствия для организма:
· повышенная агрессия и депрессия. Исследование, проведенное в 2020 году с участием 5147 детей в возрасте 11, 13 и 16 лет, выявило связь между употреблением газированных напитков и агрессией.
· Преждевременное старение. Фосфаты, используемые в газированных напитках, а также во многих других обработанных пищевых продуктах, ускоряют процесс старения. Также газированные напитки вызывают хронические заболевания почек и вредны для сердечно-сосудистой системы.
· Повышенный риск рака. В 2019 году исследование, проведенное British Medical Journal с участием 101 257 участников в возрасте от 5 до 18 лет, показало, что употребление сладких напитков увеличивает риск развития рака, особенно рака молочной железы. В частности, был сделан вывод, что употребление 100 мл напитков с добавлением сахара в день может повысить риск развития рака на 18 %.
· Сердечно-сосудистые заболевания. Существует связь между сладкими напитками и смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний. Каждая дополнительная порция сладкого напитка, потребляемая ежедневно, увеличивает риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 10 %.
· Повышенный риск развития диабета. Сладкие напитки повышают вероятность развития диабета 2-го типа. В 2009 году Американская диабетическая ассоциация сообщила, что употребление одной или нескольких порций газированных напитков в день увеличивает риск развития диабета на 67 %.
· Лишний вес. По данным 10-летнего исследования 749 взрослых, завершившегося в 2015 году, у людей, которые пили газировку каждый день, вероятность развития абдоминального ожирения была почти в 4 раза выше, чем у тех, кто перестал пить сладкие напитки.
· Повышенный риск болезни Альцгеймера. В 2020 году ученые обнаружили, что большее потребление газированных напитков связано с повышенным риском развития деменции, болезни Альцгеймера и всех форм инсульта.
· Повышенный риск повреждения зубов и печени. Газированные напитки могут повредить зубы и усилить кариес и эрозию зубов. Специалисты рекомендуют не чистить зубы сразу после употребления газированных напитков. Потому что кислота смягчает структуру зубов, делая их склонными к выпадению.
Как видно, чрезмерное употребление газированных напитков может вызвать серьезные заболевания у человека.
Неработающая норма и неутвержденный проект
В настоящее время во многих странах мира действуют различные законодательные ограничения на продажу энергетических напитков. В связи с этим существует ряд процедур и в Узбекистане. Так, согласно статье 37 Закона «О рекламе», реклама энергетических напитков должна содержать предупреждение о вреде чрезмерного употребления таких напитков, а также информацию о лицах, которым не рекомендуется употреблять такие напитки. Также, реклама энергетических напитков недолжна содержать:
· процесса употребления энергетических напитков;
· изображений людей, добившихся успехов в спорте;
· не должна создавать впечатление, что потребление энергетических напитков необходимо для социальных и спортивных успехов или для улучшения физического и психического здоровья.
Кроме того, запрещена продажа энергетических напитков лицам младше 18 лет. В соответствии со статьей 164 Кодекса об административной ответственности, граждане, нарушившие это правило, будут оштрафованы в размере от 5 до 10 БРВ, а юридические лица – от 7 до 15 БРВ.
Однако недостатков в реализации этих норм хватает. Практически не встречаются случаи, когда у человека, покупающего такой товар в магазине, спрашивают его возраст, или отказывают в продаже. Эксперты утверждают, что такие напитки могут оказать негативное влияние на здоровье подростков, однако ограничительные процедуры работают не всегда.
В проекте постановления, разработанном Минздравом, с 1 сентября 2022 года предусматривалось запретить продажу сладких, газированных и энергетических напитков, а также фаст-фуда в радиусе 500 метров от школ. Но этот проект не был принят по неизвестным причинам.
«Проблемы, связанные с питанием подростков, остаются актуальными. Например, по данным исследования 2017 года, распространенность избыточного веса среди детей и подростков в возрасте 5-19 лет выросла с 8,4% до 16,3% среди мальчиков, с 11% до 17% среди девочек, а ожирение с 2% до 5% среди мальчиков и с 1 до 3 % среди девочек. Неправильное питание и недостаток микроэлементов у девочек вызывают тяжелые осложнения при будущей беременности», — сказано в проекте постановления.
Исходя из вышеизложенного, создается впечатление, что целью введения акциза на газированные напитки было пополнение бюджета, а не забота о здоровье людей. Потому что проблем в реализации существующего законодательства в этом плане достаточно. В другом случае постановление, направленное на улучшение здоровья подростков, так и осталось проектом.
Международный опыт в этом отношении
«Налогообложение напитков, содержащих сахар или другие подсластители, было впервые введено в таких странах, как Бельгия, Финляндия, Франция, Венгрия, Ирландия, Латвия, Монако, Норвегия, Португалия и Великобритания, а с 2016 года эта практика распространилась и на другие страны. Сегодня более 50 стран взимают акцизный сбор с этих видов напитков. Подобный налог введен также в странах-участницах СНГ – России, Кыргызстане, Таджикистане и Азербайджане. В странах Евросоюза ставка налога составляет 0,07-0,2 евро за литр напитков, в России - 7 рублей (или 0,07 доллара США), в Украине - 0,1 евро», - говорится в законопроекте, предусматривающем введение акциза.
Согласно нашему исследованию, первый в мире акциз на сладкие газированные напитки был введен в Дании в 1930 году, однако к 2013 году его отменили после того, как незаконная торговля газированными напитками приобрела неконтролируемые масштабы. В Австралии также действует аналогичный налог, и правительство в настоящее время работает над сокращением количества сахара в напитках. Цель состоит в том, чтобы увеличить потребление напитков с низким содержанием сахара или без него.
Исследования, проведенные в Мексике, показали, что введение «налога на сахар» приводит к снижению потребления. Налог на газированные напитки был введен в стране в октябре 2013 года. После этого в 2014 году продажи газированных напитков в стране снизились на 6%, а покупка воды и необлагаемых налогом напитков увеличилась в среднем на 4%.
В целом исследования, проведенные многими научными центрами, показывают, что введение налога на сладкие газированные напитки приводит к снижению их потребления. Однако некоторые исследования показывают, что эта мера все же недостаточно эффективна, так как заставляет людей увеличивать потребление альтернативной, не облагаемой налогом высококалорийной продукции.
Как новый налог повлияет на цены?
Распределение налоговой нагрузки между потребителем и продавцом зависит от гибкости цен сладких газированных напитков. Если ценовая гибкость спроса выше гибкости цен предложения, налоговое бремя в большей степени ложится на продавцов, а если наоборот — то на покупателей. В этом отношении влияние акцизного налога на рост цен варьируется в разных странах. Кроме того, налоговое бремя может по-разному влиять на разные социальные слои. Например, в Мексике 63,7 % бремени «сахарного налога» приходится на самые низовые социальные группы.
Депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана не обсуждали влияние нового налога на цены и субъектов предпринимательства и другие возможные последствия нового налога.
Стоит ли вводить акциз на сладкие газированные напитки?
Экономист Валижон Туракулов рассказал Kun.uz, что введение акцизного налога на эти виды напитков в целом положительно, но правительство должно предложить людям альтернативные дешевые полезные напитки и избежать регрессивного характера налога.
«В целом, это позитивно. Например, некоторые страны ввели «налог на жир» (fat tax) для сетей быстрого питания. Цель состоит в том, чтобы сократить потребление, чтобы люди не набирали лишний вес. Рост ожирения среди населения приводит к снижению эффективности в экономике. Если бы сказали, что в Узбекистане надо ввести дополнительный налог на сам сахар, это могло бы иметь очень плохие последствия и повлиять на цены на многие товары. Налог на газированные напитки для сокращения потребления — это хорошо, и доходы от этого пойдут в Фонд медицинского развития.
Однако у всего есть обратная сторона. В частности, есть предприятия малого бизнеса, занимающиеся производством газированных сладких напитков. Правительство должно помочь им перейти на продукты с низким содержанием сахара или натуральные напитки. Также необходимо активизировать общественные движения, которые разъяснят людям, что газированные напитки вредны, и предложат им другие, натуральные альтернативы.
Другой аспект заключается в том, что такие напитки, как Cola или Pepsi, в основном потребляют слои населения с низкими доходами, поэтому этот налог может представлять собой «отъем у бедных для богатых» или регрессивным налогом. В этом случае налоговое бремя больше ложится на бедных, а богатые больше получают при распределении. Очень сложно уменьшить экономическое неравенство в обществе с помощью налогов, но очень легко увеличить такое неравенство с их помощью. Этого нельзя допустить. Поэтому собранные средства следует в большей степени использовать на благо бедного населения.
Кроме того, необходимо следить за изменениями в состоянии здоровья людей, чтобы определить, полезен этот налог или нет.
В целом это нужный налог, и он существует во многих странах. Но государству придется помочь малому бизнесу. И людям следует предложить дешевые и здоровые альтернативы. Также следует избегать регрессивного характера налога и проводить исследования, включающие отрицательные и положительные стороны этой налоговой политики», - сказал Валижон Туракулов.
Достон Ахроров,
перевод: Вадим Султанов.