Объявлены результаты теста PISA-2022 — международной программы оценки знаний учащихся. В прошлом году в тесте приняли участие 690 тысяч 15-летних школьников из 81 страны. Они отражают средний уровень знаний 26 миллионов учащихся своих стран.
Что такое тесты PISA?
Международные тесты по оценке учащихся в рамках Программы международной оценки учащихся (PISA) проводятся каждые 3 года по инициативе Организации экономического сотрудничества и развития (OCED).
Тесты PISA оценивают обучение учащихся по международно-признанной шкале, собирая данные из систем образования, школ, учителей и учащихся.
Тесты стартовали в 2000 году, в 2022 году состоялось восьмое испытание. Тесты проверяют навыки и знания учащихся в области математики, естественных наук и чтения. Участники отбираются в 2 этапа. На 1-м этапе отбирают 150 школ из сельской и городской местности. Затем случайным образом выбираются по 42 ученика из каждой школы. Результаты теста разделены на 3 группы: выше среднего, средний и низкий.
Самый высокий результат – у Сингапура
По итогам испытаний по математике узбекские школьники заняли 72 место среди 81 страны с 364 баллами. Наивысшие результаты по математической грамотности получили:
- Сингапур – 575 баллов (на 6 баллов больше, чем в 2018 году)
- Макао (Китай) –552 балла (снижение на 6)
- Китайский Тайбэй – 547 баллов (рост на 16)
- Гонконг – 540 баллов (снижение на 11)
- Япония – 536 баллов (рост на 9)
Самые низкие показатели по этому направлению:
- Гватемала – 344 (рост на 10)
- Сальвадор – 343 (ранее не участвовал)
- Доминиканская Республика – 339 (рост на 14)
- Парагвай – 338 (рост на 11)
- Камбоджа – 336 (рост на 12).
По читательской грамотности узбекские ученики заняли 80 место с 336 баллами. Компанию нам составили учащиеся из Косово, Иордании, Марокко и Камбоджи.
Наивысший результат по читательской грамотности также показал Сингапур – 543 балла. За ним следуют Иордания, Япония, Корея и Китайский Тайбэй.
В области естественных наук Узбекистан занял 80 место с 355 баллами. По этому направлению первое место снова занял Сингапур с 561 баллом, за ним в ТОП-5 следуют Япония, Макао (Китай), Китайский Тайбэй и Корея. Среди пяти стран с худшими показателями за Доминиканской Республикой с 360 баллами следуют Косово, Филиппины, Узбекистан и последнее место занимает Камбоджа.
Наблюдается снижение общего количества баллов
В целом результаты тестов PISA 2022 года показывают, что средний уровень знаний учащихся пошел на спад всем трем направлениям. 25 % учащихся в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показали плохие результаты по математике, чтению и естественнонаучной грамотности. В странах, не входящих в ОЭСР, этот показатель еще хуже: 60% студентов из 18 стран получили очень низкие оценки по всем трем предметам.
Согласно общим результатам, средние баллы за 2022 год составили 472 по математике, 476 по чтению и 485 баллов по естественным наукам.
Результаты учащихся из Узбекистана
Результаты по математике, естественным наукам и грамотности чтения были разделены на 6 уровней. По всем трем направлениям ни один учащийся из Узбекистана не смог достичь 5 и 6 уровней.
Результаты математической грамотности узбекских школьников:
- 14,4 % учащихся - 2 уровень
- 4,2 % учащихся - 3 уровень
- 0,7 % учащихся - 4 уровень
Результаты читательской грамотности:
- 12,2 % учащихся – 2 уровень
- 1,8 % учащихся - 3 уровень
- 0,1 % учащихся - 4 уровень
Результаты по естественным наукам:
- 16,5 % учащихся - 2 уровень
- 2,2 % учащихся - 3 уровень
- 0,1 % учащихся - 4 уровень
«В большинстве школ обучение централизованно»
После объявления результатов общественные активисты высказались по поводу результатов школьников Узбекистана.
Экономист Бехзод Хошимов, ссылаясь на результаты PISA, заявил, что высокая предметная грамотность учащихся зависит от богатства страны.
«Чем богаче страна, тем выше навыки математики, чтения и естественных наук у 15-летних учеников», - написал он.
Хошимов отметил, что настораживает процент наших учащихся, минимально понимающих текст после прочтения (2 уровень).
«Да, вы правильно прочли, только 14 % из 15-летних школьников могут «выявить основную мысль текста средней длины, найти информацию по четко определенным, но порой сложным критериям и аргументировать цель и форму текста». Это означает, что 86% наших учащихся не могут этого сделать», - написал он.
Экономист аргументировал столь низкий результат тем, что в 90 % школ Узбекистана обучение (учебники и материалы) осуществляется централизованно.
Общественный активист Исроил Тиллабоев заявил, что подобный результат наблюдается у всех стран, участвующих впервые, и призвал не делать из этого трагедии.
«Следует организовать занятия по четкому плану и постараться получить более высокую оценку на следующем экзамене», — написал он.