В частности, обеспеченность питьевой водой в Сурхандарьинской и Джизакской областях составляет около 60 %. Самым низким регионом по обеспеченности водой в республике является Кашкадарьинская область — 51,6 %.
Чистая и пресная питьевая вода — прежде всего ограниченный ресурс. Кроме того, она попадает в категорию очень дорогих социальных расходов. Это факт, признанный во всем мире. Таким образом, для того, чтобы вода была доступна всем, необходимо, прежде всего, экономить ее на государственном уровне. Но надо признать, что при нынешних тарифах невозможно сформировать культуру бережливости среди населения. То, что дешево, никогда не ценится. Только рыночные цены могут мотивировать и заставлять людей экономить воду.
Сейчас во многих районах нашей республики вода в водопроводных трубах течет не так, как раньше. Потому что в истоках водопроводов уже нет тех запасов воды, что были раньше. Уровень грунтовых питьевых вод также снижается из года в год. Даже в арыках перестала течь вода, которую мы привыкли видеть с детства. Сегодня ученые и общественность обращают внимание на серьезность проблемы. Нехватка воды усугубляет все проблемы. Прогнозы показывают, насколько критической является ситуация.
Если мы не привыкнем к строгой экономии, то в ближайшем будущем ситуация может стать крайне серьезной.
Согласно анализу Всемирного банка, к 2050 году потребность в воде в Узбекистане увеличится с 59 кубических километров до 62-63 кубических километров, а имеющиеся водные ресурсы снизятся с 57 кубических километров до 52-53 кубических километров. Это увеличит нынешний дефицит воды в 5 раз. Основными рисками для питьевого водоснабжения являются нехватка пресной воды, конкуренция за ее использование, ее загрязнение, засуха и др.
Почему растут цены на воду?
Во-первых, в последнее время в Узбекистане участились случаи бесцельного расходования воды из-за крайне низких цен.
Введение рыночных тарифов направлено, прежде всего, на снижение потребления воды и повышение уровня ее эффективного использования.
В целом, в настоящее время многие эксперты повторяют важность государственного вмешательства в проблему нехватки воды с новыми подходами. В этом процессе также необходимо изменить отношение населения к воде. Важно понимать, что питьевую воду следует расходовать только на питье, а не на наполнение бассейна, полив сада или автомойку.
Сложившаяся ситуация указывает на необходимость перехода к рыночным механизмам ценообразования в вопросах водоснабжения населения. Домохозяйства, которые начали платить по новым тарифам, теперь перестанут излишне пользоваться водой. Кроме того, это позволяет проводить модернизацию существующих объектов и строительство новых.
Во-вторых, в последние годы в нашей стране увеличилась разница между стоимостью, централизованной питьевой воды и тарифами на воду, установленными за ее использование. Сложившаяся ситуация в этом направлении препятствует модернизации системы питьевого водоснабжения.
Известно, что сегодня в Ташкенте за 1 кубометр (1000 литров) питьевой воды жители платят 400 сумов, за канализацию – 350 сумов. Действующий тариф был введен 3 года назад, и сегодня из-за повышения стоимости факторов, определяющих себестоимость питьевой воды, платежи за питьевую воду, предоставляемую населению, не покрывают затраты.
Принимая это во внимание, народные депутаты внесли в Ташкентский Кенгаш предложение об установлении цен за 1 литр питьевой воды в размере 1 сум 40 тийинов (сейчас 40 тийинов), а за канализацию – 1 сум (сейчас 35 тийинов). То есть теперь за один кубометр воды, потребители в столице будут платить 1400 сумов, за канализацию – 1000 сумов.
Цены на воду и канализацию, которые, как ожидается, вырастут в Ташкенте, остаются ниже, чем в других регионах республики.
Сегодня средняя себестоимость производства 1 кубометра (1000 литров) питьевой воды составляет 1681 сумов. Например, цена питьевой воды по отношению к себестоимости:
• в Каракалпакстане в 1,7 раз меньше (цена на воду – 1850 сумов, себестоимость производства – 3221 сумов);
• в Сырдарьинской области в 1,9 раз меньше (цена воды – 1250 сумов, себестоимость производства – 2374 сумов);
• в Ташкентской области в 1,8 раз меньше (цена воды – 950 сумов, себестоимость производства – 1722 сумов).
В результате предприятия водоснабжения потеряли 127,4 млрд сумов в 2021 году, 286,8 млрд сумов в 2022 году, 120,4 млрд сумов в первом квартале 2023 года.
Если рассматривать только на примере Ташкента, то из-за того, что тарифы не повышались с января 2021 года, а расходы увеличились вдвое, убытки составили в 2022 году – 15,7 млрд сумов, а по состоянию на 1 сентября 2023 года – 42 млрд сумов.
Также с 1 октября текущего года цена на электроэнергию для бюджетных организаций, компаний и других юридических лиц в нашей республике увеличена вдвое вместо нынешних 450 сумов, то есть до 900 сумов за 1 кВт/ч. В предлагаемых новых тарифах на воду учтено 118,8 миллиарда сумов на питьевую воду и 73,3 миллиарда сумов на сток. В предлагаемых новых тарифах на воду учтены оплачиваемые организацией «Тошкент шахар сув таъминоти» 118,8 миллиарда сумов за питьевую воду и 73,3 миллиарда сумов за сток.
Важно отметить, что для снижения затрат на потребление электроэнергии устанавливаются солнечные панели и энергосберегающие насосы.
Подводя итог, можно сказать, что по республике в отрасли накопились дополнительные расходы на электроэнергию, реагенты, текущий и капитальный ремонт сетей. Эти расходы не предусмотрены действующими тарифами, утвержденными 3 года назад.
В-третьих, планируется повысить уровень централизованного питьевого водоснабжения населения в регионах. Для этого необходимо построить сети питьевой воды и канализации, объекты водоснабжения и канализации. Кроме того, а также требуются средства на заработную плату, электроэнергию, налоги, иностранные кредиты, на текущий и капитальный ремонт, модернизацию системы. Исходя из этого утверждаются новые тарифы на питьевое водоснабжение и водоотведение.
Если обратиться к цифрам, основная проблема в производстве питьевой воды и ее доставке потребителям заключается в том, что из имеющихся 10 942 водных объектов 2 318 (21,2%), а из 89 тыс. км центральных и внутренних сетей 23,6 тыс. км (26,5%) требуют ремонта.
Средний показатель потерь питьевой воды по республике составляет 25,7%, из них технологические затраты составляют 10,6%, а потери в результате аварий, возникающих в системах при ремонте, составляют 15,1%.
За счет дополнительных средств, поступающих за счет предлагаемых новых тарифов, будет проведен текущий и капитальный ремонт сетей, что позволит в короткие сроки устранить аварийные ситуации. Это, безусловно, поможет снизить уровень потерь воды.