Почему в Узбекистане нет правых и левых? Как они определяются? 

Узбекистан 19:33 / 25.07.2023 7137

Во всем мире политическое пространство разделено на правых и левых. Это универсальные понятия и категории в мировом парламентаризме, политической сфере и партийных исследованиях. Но не в Узбекистане. Что является причиной? Почему до сих пор неизвестно, кто правый, а кто левый в Узбекистане?

На это есть несколько причин. Первая причина заключается в том, что до сих пор в Узбекистане отсутствовала реальная политическая конкуренция. Поэтому не было столкновения идей, политической борьбы и дебатов между политиками и партиями. В результате не только общественность, но и они сами не понимали, какая партия и политик правые, а какие левые. 

Вторая причина в том, что наши политики и политические партии стараются быть максимально универсальными, охватить все слои общества, то есть максимально захватить всех под свой контроль и влияние. Они не всегда понимают, что упускает определенный социальный класс и платформу, пытаясь охватить всех. 

Во всем мире правые и левые, а между ними центристы — универсальное понятие. В развитых демократиях каждая партия имеет четкое место. То есть ни одна партия не находится вне категории правых и левых. Кроме того, в демократическом мире прочно утвердились классические проблемы и решения правых и левых. 

Так как же их определить? Каковы критерии? Есть много способов определить левых и правых в политической науке. Однако хотелось бы максимально упростить и предложить следующий критерий измерения. 

Для левых наиболее важной ценностью является равенство. По мнению левых, люди должны быть максимально равными. Любые социальные, экономические и иные различия между ними не должны вести к ущемлению и унижению людей. Вот почему для левых интернационализм важнее национализма, космополитизм важнее религии. В социально-экономическом плане левые разными способами пытаются сократить материальный разрыв между людьми. 

Радикальные левые, с другой стороны, стремятся обеспечить равенство, даже с применением силы. 20-й век был периодом, когда левые радикалы были наиболее могущественными. Бывший СССР, КНР, Северная Корея, Куба, многие социалистические и коммунистические страны и партии Европы, Азии, Африки пытались обеспечить равенство людей, зачастую ценой больших репрессий. 

Для правых важнейшей ценностью является идентичность. Идентичность возникает при ответе на вопрос – «кто мы и что мы можем сделать, чтобы защитить интересы нашей идентичности?». Она формируется через такие объекты, как, например, мы — узбеки, узбекистанцы, тюрки, мусульмане и т.д. В мире много консервативных партий. Главной заботой консервативных сил является защита идентичностей и поддержание интересов, связанных с этими идентичностями. 

Крайне правые считают нормальным даже применение силы и репрессий для защиты своей идентичности и борьбы с другими идентичностями. 

То есть любая политическая сила, которая пытается уменьшить различия между людьми — это левые. Любые политические силы, считающие различия естественными и стремящиеся защитить собственную идентичность, являются правыми. 

Итак, когда дело доходит до правых и левых, кто на стороне «свободы» и на чьей стороне больше адептов свободы? 

Свободы стоят посередине, между правым и левым. Ни правоцентристы (правые, близкие к центру), ни левоцентристы не отрицают свободу, ценят свободу и стремятся к достижению своих целей и задач посредством свободы, прав человека и верховенства закона. 

С экономической точки зрения левые стремятся сократить материальный разрыв между людьми, увеличивая налоги на богатых и защищая бедных за счет более высоких налогов. 

А правые с экономической точки зрения стремятся снизить налоги и, таким образом, оставить больший доход предпринимателям и капиталистам. Правые считают, что предприниматели получат больше доходов, расширят свое производство и предложат больше рабочих мест населению. 

Для правых социальные различия между людьми нормальны. Они побуждают людей к действию, укрепляет предприимчивость, изобретательность, инициативу в обществе. А сильная социальная защита приводит к снижению инициативы и стремлений. 

Хотя в Узбекистане политические партии и не называют правыми и левыми, на какой платформе эти партии строят свои программы? Кто из них правый, а кто — левый? 

Две из пяти партий являются чисто левыми партиями. Это Народно-демократическая партия и Социал-демократическая партия Адолат. Эти две партии обещают социальную защиту определенных слоев общества, наемных работников-трудящихся. 

Демократическая партия Миллий тикланиш — партия сугубо правого толка. Потому что ее главная задача – это защита национальных ценностей, поддержание ценностей, связанных с национальным языком и идентичностью. 

Экологическая партия Узбекистана также является относительно левой партией. Поскольку партия зеленых в мире в основном левая: они заботятся о равновесии и равенстве в обществе, защищая при этом окружающую среду и экологию. Однако, на мой взгляд, Экологическая партия Узбекистана еще не сформировала свои программные задачи и платформу. 

По идеологии Либерально-демократической партии Узбекистана - УзЛиДеП, на мой взгляд, это гибридная партия. Экономически эта партия защищает интересы капиталистов, производительных сил, предпринимателей и коммерсантов. Этим УзЛиДеП располагает себя на правом фланге. Однако с точки зрения политических ценностей УзЛиДеП больше делает упор на либерализм, свободу и равенство мировоззрений людей в обществе. Это размещает УзЛиДеП на левом фланге, ближе к центру. В мире немало партий с такой гибридной позицией. 

Политическая конкуренция в Узбекистане должна возрасти, и в результате этой конкуренции такие категории, как правые и левые, должны стать обыденностью в дебатах между партиями и политиками. Это условие развития политического мышления, условие развития демократии и правовой государственности. 

Камолиддин Раббимов,
политолог, 

пер. В.Султанов.

Больше новостей