Следует ли изменить возраст приема в детский сад и школу? Интервью с экспертами

Узбекистан 19:54 / 21.07.2023 9575

Современные дети, в отличие от своих сверстников прошлого века, растут без особых лишений в информационной среде, что способствует их более быстрой социализации. Тем не менее, в Узбекистане детей не принимают в школу до исполнения 7 лет. Kun.uz организовал интервью с экспертом в области образования, психологом и экономистом о причинах и последствиях этого.

Согласно исследованиям ЮНЕСКО, проведенным в прошлом году, ребенок переживает наиболее бурный период развития мозга с рождения до 8 лет. То есть именно в этом возрасте дети проявляют весь свой потенциал к обучению. Это время станет основой для того, чтобы они в будущем нашли свое место в обществе, для их эффективного участия в экономической, социальной и гражданской жизни. Следовательно, в этом процессе также важен возраст, в котором ребенок идет в детский сад и школу. 

В мае 2019 года правительство Узбекистана установило возраст приема в государственные детские сады с 3 лет. Раньше в государственные детские сады принимали детей с 2 ​​лет. 

Вслед за этим изменился и возраст поступления в школы. В 2020 году в Закон об образовании были внесены изменения, и с 2021-2022 учебного года учащиеся принимаются в первый класс в году, когда им исполняется 7 лет. 

Сейчас, когда продолжается набор в школы, корреспондент Kun.uz побеседовал с экспертом в области образования Комилом Джалиловым, психологом Зебинисо Ахмедовой и экономистом Отабеком Бакировым о возрасте приема в детский сад и школу. 

— Как вы относитесь к тому, что детей принимают в детский сад с 3 лет, а в школу - с 7? На ваш взгляд, в каком возрасте их следует принимать? 

Комил Джалилов

Комил Джалилов: Если посмотреть на международный опыт по этому вопросу, то единого консенсуса нет. В большинстве стран школьным возрастом считается период между 5 и 7 годами. Поэтому можно условно разделить страны на 3 группы. То есть страны, где принимают с 5 лет, например, в Великобритании. При этом родители также имеют право отложить обучение своего ребенка на один год. В этом случае все равно нужно написать заявление о приеме в школу, а после того, как ребенок будет принят, придется написать заявление о переносе обучения. Но в Великобритании такой возможностью пользуются не всегда, детей в основном отправляют в школу с 5 лет. В некоторых странах, например в Италии, детей принимают с 6 лет, в Финляндии с 7 лет. То есть единого стандарта, в каком возрасте отдавать ребенка в школу, нет. Но при обучении ребенка следует учитывать множество факторов. Так, помимо развития и психики ребенка следует учитывать также экономические и социальные факторы. 

Готовясь к интервью, я просмотрел некоторые исследования о последствиях позднего поступления ребенка в школу. Например, исследование, проведенное в Италии, проанализировало результаты экзаменов PIRLS и TIMSS и PISA, которые дети сдают в конце 4-го класса, а также возраст детей. Пришли к выводу, что ребенок, который пошел в школу чуть позже, показал более высокий результат. Если быть более точным, они проанализировали распределение 6-летних детей по месяцам [здесь речь идет о детях возраста 6 лет и 1 месяц — 6 лет и 12 месяцев, а не о 7-8-летних детях]. Аналогичный вывод был сделан в канадских исследованиях. Но не везде были такие результаты. Например, исследования в Германии показали, что возраст учащихся не оказывает существенного влияния на усвоение знаний в школе. Нам также необходимо проводить свои исследования по этому вопросу. Следует учитывать не только возраст, но и другие факторы. Не могу сказать, что возраст в действующем законе (Законе об образовании) установлен на какой-то научной основе. 

— Зебинисо, как вы считаете, как психолог, с какого возраста детей нужно привлекать к обучению? Какие изменения наблюдаются в психике детей после походов в детский сад и школу? Что следует учитывать в этом процессе? 

Зебинисо Ахмедова

Зебинисо Ахмедова: Когда обновляли закон «Об образовании», многие родители спрашивали, почему нельзя отправлять детей с 6 лет. То, что ребенок умеет читать и писать, не означает, что он готов к школе. Ребенок считается готовым к школе только тогда, когда он готов социально, эмоционально и интеллектуально. Совсем по-другому было, когда я учился в школе, где-то в 1970-е годы. Сейчас дети становятся социально и физиологически готовыми раньше по разным показателям. И дети становятся социально неактивными на год-два. Если ребенок раньше становится социально активным, у него рано сформируются целеполагание в жизни и отношения с обществом. Я согласна с тем, что воспитание ребенка до 8 лет влияет на всю его последующую жизнь. Причина в том, что в детском мозгу появляются «ячейки». И если до 8 лет ребенок видел только дом, горы, домашний скот, да играл с телефоном, эти ячейки останутся пустыми. 

Подводя итог, [зарубежные страны] Германия имеет хорошо развитую систему психолого-физиологического обследования для принятия ребенка. Даже если родители говорят, что не готовы, там проверят и идентифицируют ребенка. У нас подобная система не развита. 

Комил Джалилов: Были проведены некоторые исследования, чтобы определить, когда ребенок психологически готов идти в школу. В данном исследовании введен термин «mental age (ментальный возраст)», то есть важен умственный возраст ребенка, а не физический. Согласно результатам, оптимальный возраст для поступления в школу составляет от 5,8 до 6,6 лет. Ученые также утверждают, что дети готовы учиться в любом возрасте, нужно только определить, чему и как их учить. 

— Отабек, в своем Telegram-канале вы предложили изменить возраст приема ребенка в детский сад и школу. Считаете ли вы, что при действующей системе ребенок опаздывает с обучением? Каковы экономические последствия задержки обучения ребенка на несколько лет, на что это может повлиять? 

Отабек Бакиров

Отабек Бакиров: С чем я не согласен? В 2020 году, в разгар пандемии, закон об образовании был изменен без обсуждения, без опроса общественного мнения. Люди узнали, что школьный возраст стал 7 лет в конце сентября, после того как закон приняли, подписали и опубликовали в базе данных lex.uz. 

Если мы приходим к решению по какому-то вопросу, то должно быть социальное соглашение, общественный договор. Только тогда это сработает. Это важная социальная проблема. В августе-сентябре 2020 года мы внесли изменения в этот закон без открытых обсуждений в парламенте, мы не спрашивали родителей, не проводились опросы, научные и психологические исследования. 

Никто не объяснял это решение экономическими, социальными, социальными основаниями, имеющимися ресурсами. Это было просто решение чтобы «потушить пожар». Год от года количество детей школьного возраста в Узбекистане вдвое превышает количество выпускников. Я думаю, что это было сделано только для того, чтобы уменьшить эти цифры. Это поспешное решение. Было решено, что дети, не посещавшие детский сад, с 6 лет должны ходить в подготовительные группы, но и это не работает. Согласно решению от 2018 года, в 2022-2023 учебном году подготовительные группы должны были охватить 90 % всех школ Узбекистана. А какой процент мы охватили? Кто-нибудь задавал вопрос по этому поводу? В Ташкенте охват не достиг 15%, а о регионах и говорить не приходится. 

Шавкат Мирзиёев говорил о создании 500 тысяч ученических мест в год. Вот вопрос: предусматривало ли создание этих дополнительных ученических мест необходимость в годичных подготовительных группах? Эти вещи учитываются? 

В настоящее время наши дети живут в достатке и социализируются в более информационной среде. С этой точки зрения большинство детей готовы к школе. Поэтому, на мой взгляд, необходимо переходить на систему добровольного обучения с 6 лет и обязательного с 7 лет. На этом основаны наши законы, где сказано, что с 6 лет должны быть обязательные группы начального обучения. Я не согласен вот с чем: чиновники сами не следуют тому, что они написали. 

Полностью интервью вы можете посмотреть на видео выше. 

Беседовала Дилшода Шомирзаева, 

пер. В.Султанов.

Больше новостей