Как сообщили в пресс-службе главы государства, закон «О государственном языке Кыргызской Республики» принят в целях реализации статьи 13 Конституции, согласно которой кыргызский язык является государственным языком.
В соответствии с законом, кыргызский язык должен применяться в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.
Теперь названия совместных, иностранных организаций должны оформляться с транслитерацией на государственный язык. Телерадиокомпании, включая частные, должны вести на госязыке не менее 60% передач.
Кроме того, согласно документу, владеть государственным языком и использовать его при исполнении служебных обязанностей должны все госслужащие, включая депутатов, сотрудников Нацбанка, военнослужащих, судей, прокуроров, адвокатов, нотариусов, работников учебных заведений всех форм собственности и медперсонал. В одной из статей закона определено, что в Кыргызстане в качестве официального языка используется русский язык.
Позже, 19 июля, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отреагировал на вышеуказанный закон и заявил, что в странах Центральной Азии активно пытаются продвигать законы о государственном языке.
«В Киргизии несколько месяцев назад был принят закон. Когда только эта идея появилась, мы предупреждали наших киргизских друзей о том, что это не вполне демократично. Имею в виду обязать всех госслужащих знать киргизский язык и работать на нем.
В категории госслужащих оказались и учителя, и врачи государственных медицинских учреждений. Будем продолжать работать. Несколько раз предупреждали, но возобладала другая линия. Хотя в Конституции Киргизии русский язык остается языком национального общения», – сказал он, выступая на встрече с руководителями российских некоммерческих организаций.
Он также заявил, что «сейчас идут непростые процессы, в том числе и на пространстве СНГ».