Историческая борьба с католической церковью сыграла важную роль в формировании современного политического мышления на Западе, поэтому критика религии считается признаком свободы. Исламский мир не согласен с этим. В последнее время наконец-то приходит осознание того, что первично достоинство личности, а не свобода. Тем не менее, некоторые страны продолжают разрешать исламофобские действия на уровне судов.
На прошлой неделе, в дни Курбан хайита, в Швеции произошло очередное сожжение Корана. Это происходит не первый раз. На протяжении многих лет экстремистские националисты в Швеции провели несколько акций с сожжением Корана, выражая свою ненависть к исламу и мусульманам.
Но на этот раз священная книга сожжена не ярыми шведскими националистами. Это сделал 37-летний Салван Момика, родом из Ирака, проживающий в Швеции как беженец. Сообщается, что с начала года Салван Момика и его сторонники несколько раз пытались провести эту акцию.
О мотивах иракского беженца нет четкой информации. Неизвестно также, считает ли он себя мусульманином или атеистом. Когда он обратился в стокгольмскую полицию за разрешением на проведение этой демонстрации, ему отказали опасаясь, что это может быть расценено как провокация. После этого Салван и его сторонники обратились в суд и потребовали обеспечить им свободу слова и выражения мнений. В результате, после того, как суд дал разрешение, полиция Стокгольма санкционировала эту акцию. В то же время полиция возбудила против него дело по подозрению в «пропаганде против этнической группы».
Дело Салвана Момики, сжегшего Коран возле самой большой мечети Стокгольма, сразу же вызвало глобальные протесты и дискуссии. Папа римский резко раскритиковал сожжение Корана, заявив, что сожжение любых религиозных книг является оскорблением чувств верующих.
Также было выпущено отдельное заявление от имени институтов ЕС, в котором говорилось: «Сожжение Корана или любых религиозных книг является оскорбительным, неуважительным и явно провокационным деянием. Подобному расизму, ксенофобии и нетерпимости нет места в Европе. Еще более печально, это совершено в священный для мусульман Курбан хайит». В США также осудили сожжение Корана.
Комитет и депутаты Госдумы России в свою очередь раскритиковали сожжение Корана. Однако политика России в отношении ислама и мусульман достаточно противоречива. Если в западных странах всем дают равную свободу и наблюдается, что эти свободы вызывают ксенофобию, то в России ситуация иная. Официально Россия часто критикует исламофобию и ксенофобию, но на практике мусульмане внутри России, зачастую оказываются под давлением.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев также подверг критике сожжение Корана в Швеции и связал его с радикализмом и экстремизмом. То есть констатировалось, что радикализм и экстремизм могут быть как религиозными, так и антирелигиозными.
Так почему же в западных странах разрешают сжигать Коран? На Западе политические свободы и гражданские права пришли в мир за последние пять столетий, борясь с христианской религией, католической церковью и отчасти протестантизмом. То есть согласно сложившемуся на Западе политическому мышлению, критика религии есть условие политической свободы. Поэтому в Западной Европе и в западной цивилизации вообще критика религии рассматривается как свобода мысли.
Но чем же смысл свободы слова и мнений? Обеспечение человеческого достоинства, чести и безопасности! Можно ли считать «свободой» оскорбление религиозных убеждений и ценностей, в том числе действия, считающиеся оскорбительными для мусульман? Другими словами, может ли свобода одного человека быть оскорблением для другого человека? На самом деле, нет. Однако сегодня человечество входит в глобальный мир с разными ценностями.
Для западной цивилизации свобода ценится выше религиозных чувств. Потому что на Западе религиозная идентичность и эмоции исторически угасли. Сегодняшний Запад — это фактически постхристианский мир. Но в мусульманском мире сильны религиозные ценности и взгляды.
В настоящий момент в мире формируется новое видение, новый баланс относительно свобод и человеческого достоинства. Например, пару десятков лет назад во многих западных странах оскорбление религиозных взглядов считалось проявлением свободы. Сегодня, после нескольких конфликтов и крупных противостояний, мировоззрение меняется. Формируется новый взгляд на человеческое достоинство. В частности, ни свобода, ни религиозные взгляды не являются первичными, но главным критерием должно быть человеческое достоинство, и именно через человеческое достоинство следует взвешивать свободу и религиозные чувства.
На фоне сожжения Корана в Швеции критическое заявление Узбекистана очень важно. Узбекистан является крупнейшим мусульманским обществом в регионе и на постсоветском пространстве. Узбекистан как светское государство обязан обеспечивать и свободу совести и выбора религии для всех людей. В то же время присоединение Узбекистана к глобальной кампании против ксенофобии и исламофобии стало хорошим шагом, направленным на предотвращение конфликтов и провокаций в будущем.
Камолиддин Раббимов,
политолог