Всего участников встречи с президентом было 18. Вопросы и ответы опубликовала пресс-служба Кремля.
Цели «специальной военной операции»
«Нет, они меняются в соответствии с текущей ситуацией, но в целом, конечно, ничего мы менять не будем, и они для нас носят фундаментальный характер», – сказал Путин.
«Демилитаризация»
Президент заявил, что «мы постепенно, методично этим занимаемся».
«На чём воюет ВСУ? Что они, Leopard производят, что ли, или Bradley, или даже не поступившие им пока на вооружение F-16? Ни шиша они не производят. ОПК скоро вообще перестанет существовать украинский. Чего они производят? Боеприпасы им привозят, технику привозят, орудия привозят – всё привозят. Так долго не проживёшь, не протянешь. Так что вопрос, связанный с демилитаризацией, он, конечно, стоит очень в практическом плане», – отметил он.
Контрнаступление Украины
Путин заявил, что «это контрнаступление масштабное».
«Да. Это контрнаступление масштабное, с использованием, как я говорил совсем недавно публично, подготовленных для этих целей резервов. Оно идёт с 4-го числа, началось 4-го. Продолжается до сих пор и прямо сейчас. Что можно сказать? Ни на одном из участков противник успеха не имел. У них большие потери. Для нас, конечно, слава богу. Я сейчас не буду называть потери по личному составу – пускай Минобороны это сделает, посчитает, но там и структура потерь для них неблагоприятная. Что я имею в виду? Из всех потерь, – а они приближаются к оценке, которую можно назвать катастрофической по личному составу, – у них структура этих потерь для них неблагоприятная. Потому что потери, как мы с вами знаем сегодня, могут быть санитарными, а могут быть безвозвратными. И обычно, сейчас боюсь ошибиться, но где-то безвозвратных потерь процентов 25, максимум 30. У них почти 50 на 50. Это первое.
И второе. Если брать безвозвратные потери, – понятно, что обороняющаяся сторона меньше несёт потерь, – но всё-таки это соотношение один к десяти, что называется, в нашу пользу: у нас в десять раз меньше, чем потерь у вооружённых сил Украины», – отметил он.
Путин также высказался о других потерях.
«Что касается бронетехники, там ещё более серьёзно. Они за это время потеряли свыше 160 танков и свыше 360 бронемашин разного типа. Это только то, что мы видим. Есть ещё потери, которых мы не видим, которые наносятся высокоточным оружием большой дальности по скоплениям личного состава и техники, так что на самом деле этих потерь больше со стороны Украины. По моим подсчётам, это примерно 25, а может быть, 30 процентов от объёма той техники, которая была поставлена из-за рубежа. Мне кажется, что, если они объективно посчитают, они с этим согласятся. Но, насколько я видел из открытых западных источников, примерно так они, мне кажется, и говорят.
Так что наступление идёт, и результаты на сегодняшний день такие, о которых я сейчас сказал. Но наши потери, – по остальным показателям, по личному составу пускай Минобороны говорит, – я сказал: танков у них свыше 160 [потеряно], у нас – 54, часть из них подлежит восстановлению и ремонту», – сказал он.
Каховская ГЭС
По словам Путина, в разрушении ГЭС виновата Украина.
«Кто виновен – понятно. Украинская сторона стремилась к этому. Перед тем как разрушение произошло, они целенаправленно «Хаймарсами» били многократно по Каховской ГЭС», – сказал российский президент.
Он также заявил, что Россия не была заинтересована в случившемся.
«Потому что это тяжелые последствия для тех территорий, которые мы контролируем и которые являются российскими – это первое. А второе – скажу странную вещь, но тем не менее. К сожалению, это сорвало их контрнаступление на этом направлении. К сожалению – почему? Потому что лучше бы они там наступали. Для нас лучше, потому что для них было бы совсем плохо там наступать», – отметил он.
Об обстрелах приграничных территорий
Путин коснулся темы обстрелов территорий, которые входили в состав России и до начала боевых действий. По его словам, можно ответить на это повышением эффективности контрбатарейной борьбы, однако это не предотвратит прилетов.
«Если это будет продолжаться, тогда мы должны, видимо, будем рассмотреть вопрос – я это говорю очень аккуратно – чтобы создать на территории Украины какую-то санитарную зону на таком удалении, с которого невозможно было бы доставать нашу территорию», – сказал он.
Он также отметил, что российские войска продолжат избирательно наносить удары по украинской территории.
«Не будем делать так, как эти придурки: лупят по гражданским объектам, по жилым кварталам», – сказал глава государства.
О возможности мобилизации и военного положения
На вопрос о возможной мобилизации в России Владимир Путин заявил, что все зависит от того, «чего мы хотим». Президент сказал, что слышал о призывах мобилизовать 1 млн или 2 млн человек.
«Министерство обороны докладывает, что никакой необходимости в мобилизации, конечно, нет на сегодняшний день», – сказал он.
По данным Путина, с января 2023 года в войска набрали 156 тыс. человек – контрактников и добровольцев.
«За последнюю неделю при этом – 9,5 тыс. человек. Неожиданно даже для меня», – добавил он.
Путин заявил, что необходимости вводить военное положение по всей России нет.
«Нет никакого смысла, необходимости такой нет сегодня. Надо работать тщательнее по некоторым вопросам», – сказал он.
О зерновой сделке
По словам Путина, Россия соблюдает зерновую сделку не для Украины, а для «дружественных» стран Африки и Латинской Америки.
«Нам было обещано, что наше зерно не будет подвергаться репрессиям. Нас в очередной раз обманули. Много было условий, которые должны были исполнить западники. Мы договоренность продлевали в интересах дружественных стран. Это соответствует нашим интересам. Поддерживать отношения с теми, кто не поддерживает действия США и их сателлитов», – сказал он.
Он также заявил, что Москва думает о том, чтобы выйти из зерновой сделки.
«Мы сейчас думаем о том, чтобы нам выйти из этой так называемой зерновой сделки. Тем более что вот эти коридоры, по которым идут корабли, постоянно используются для запуска морских беспилотников», – сообщил Путин.
О ЧВК
Путин заявил, что статус частных военных компаний (ЧВК), добровольческих отрядов, воюющих в зоне спецоперации, необходимо привести в соответствие со сложившейся практикой.
«Я попросил и депутатов Госдумы, и Министерство обороны все привести в соответствие со здравым смыслом, со сложившейся практикой и законом», – сказал президент.
Он добавил, что Минобороны сейчас заключает контракты со всеми желающими продолжить службу в зоне СВО.
«Только таким образом можно обеспечить социальные гарантии, потому что нет контракта с государством, нет контракта с Минобороны – не возникает и правовых оснований для социальных гарантий со стороны государства. Нужно это сделать, и сделать как можно быстрее», – заявил Путин.
Президент высказал мнение, что проведение «специальной военной операции» позволило поднять кадровый вопрос.
«До проведения СВО в любой государственной структуре “паркетных” людей было очень много. Очень быстро начали понимать, что “паркетные генералы”, мягко говоря, неэффективны. И наоборот, начали появляться люди, которые вроде бы сидели в тени, их было не видно и не слышно, а они очень нужны. К огромному сожалению, такие люди первыми уходят из жизни, потому что они себя не жалеют», – сказал Путин.
Насколько далеко готова пойти Россия?
То, до каких территориальных границ Россия готова пойти, будет зависеть от потенциала украинского контрнаступления, у Москвы есть «планы разного характера», заявил президент.
Военкор Дмитрий Кулько спросил президента, «насколько далеко мы готовы пойти на этот раз: до новых границ России или так далеко, как получится».
«Дмитрий Алексеевич, я могу это сказать только с глазу на глаз. А вообще это будет зависеть от потенциалов, которые сложатся на момент окончания так называемого контрнаступления. Понимая катастрофические потери, руководство – какое оно бы ни было, голова на плечах-то есть – должно задуматься, что делать дальше», – ответил Путин.
По его словам, российская сторона будет предпринимать шаги исходя из того, как будет складываться ситуация.
«У нас есть планы разного характера, в зависимости от ситуации, которая сложится тогда, когда мы посчитаем нужным что-то делать», – пояснил президент.
Мирное урегулирование
Россия не отказывалась от переговоров для мирного урегулирования ситуации в Украине, заявил Путин. Если Запад хочет завершения конфликта мирным путем, достаточно прекратить поставки вооружений Киеву, сказал он.
«Мы понимаем, что ключ к решению проблем на их стороне. Если они действительно хотят, чтобы сегодняшний конфликт завершился с помощью переговоров, им достаточно принять только одно решение: прекратить поставки вооружений и техники», – сказал президент.
Чего не хватает российской армии?
Российской армии на сегодняшний день сильно не хватает беспилотников, заявил Путин. Он также добавил, что на фронте недостает высокоточного вооружения и средств связи.
Российский лидер уточнил, что речь идет именно о количественной нехватке. При этом он отметил, что имеющееся оружие российская сторона использует эффективнее, чем украинская.
«В ходе специальной военной операции стало понятно, что многих вещей не хватает. Это боеприпасы высокоточные, средства связи, летательные аппараты, беспилотники и так далее. <...> Они у нас есть, нам, к сожалению, их не хватает количественно», – сказал Путин.
При этом он подчеркнул, что за год оборонное производство в стране было увеличено в 2,7 раза, по наиболее востребованным направлениям – в 10 раз. Также президент РФ заявил, что танк Т-90 «Прорыв» является лучшим среди конкурентов во всем мире.