25 февраля 2022 года в два грузовика были загружены по 22 тонны меди с Алмалыкского горно-металлургического комбината, и машины отправились в долгий путь, в город Денизли, Турция. Водители, которые изначально должны были проехать через перевал в Грузии, были вынуждены отправиться в объезд, потому что перевал был закрыт. В связи с этим их поездка затянулась и на территорию Турции автомобили приехали больше, чем через месяц: вечером 29 марта. Через несколько часов машину блокирует банда грабителей.
«30 марта, около полуночи, на нас напали вооруженные люди. Мы уже находились примерно в 300 км от пункта назначения, когда нас атаковали около 15 вооруженных людей в масках на 4 автомобилях. Они стреляли по нашим машинам и нам пришлось остановиться. Нас было трое водителей. Они захватили наш груз и наши машины. В такой ситуации лично я думал не о себе, а о своей семье. Ведь они ждут и не знают, где вы. И могут вообще не узнать», — рассказывает Пулатходжа Мамадалиев, один из водителей, пострадавших в этом инциденте.
Затем водителей посадили в легковые автомобили и под конвоем увезли в горную местность в районе Хопы. Мамадалиев рассказал, что грабители хотели их убить, так как привезли их в заброшенный карьер в горах. Дальнобойщики уже мысленно прощались с жизнью, когда у одного из похитителей зазвонил телефон. Они узнали, что в грузовиках установлен GPS, по которому можно отследить их перемещение, и они передумали.
«После этого нас везли еще примерно 250 км и наконец заперли в какой-то квартире. Нас продержали там сутки, а затем перевезли в другой дом, где нас охраняли 4-5 человек», — говорит Пулатходжа.
Продержав заложников 5 дней, им, наконец, приказали уезжать домой, в Узбекистан.
«Нам вернули машины, в которых уже не было нашего груза, и сказали быстро покинуть Турцию. Сказали, что поедут за нами до самой границы и проследят, чтобы мы нигде не останавливались. Действительно, до границы за нами следовали 2 машины вооруженных людей. Мы не могли остановиться и сообщить в полицию. Они также забрали наши телефоны. Мы не знали, что делать», — говорит водитель.
Но на границе возникла проблема с таможней. Таможенники не выпустили водителей. Им необходимо было предъявить документ, подтверждающий доставку груза до места назначения. Естественно, никаких документов у наших ребят не было. Тогда они рассказали сотрудникам таможни о том, что им пришлось пережить. Им было объявлено, что выезд из Турции разрешат только после того, как найдут преступников.
«Прокуратура арестовала наши автомобили, и они стали допрашивать нас. Нам запретили покидать Турцию, сказав, что, если мы уедем, вся вина за пропажу груза ляжет на нас. Проверки длились 1 месяц и только тогда нам наконец разрешили покинуть Турцию. Мы попросили их выдать разрешение или какой-либо документ, но нас отправили на границу, сказав, что пришлют туда все что нужно онлайн. Но после того, как мы приехали на границу, снова повторилась та же ситуация», — говорит Мамадалиев.
Пока шло расследование, логистическая компания, отвечающая за доставку груза, подготовила документ, согласно которому водители якобы сами продали груз неизвестно кому. Позже стало известно, что один из сотрудников этой компании был связан с похитителями. Застряв на границе, водители, не зная, что делать, стали звонить домой, родственникам и попросили связать их с консульством. Тогда консул Узбекистана в Анкаре Ойбек Раззоков нанял турецкого адвоката Айлин Узел для помощи водителям.
«Поговорив с Ойбеком Раззоковым, я села в машину и направилась в Хопу. Поскольку события происходили в Хопе, автомобили водителей содержались там. В отношении водителей было возбуждено 2 дела. В первом их обвиняли в неких преступлениях в Архави, а согласно второму — в краже в Хопе.
Операция по разоблачению грабителей была проведена в Бурсе. Организованная группа из 20 человек была арестована совместно с отделом по борьбе с грабежами Генеральной прокуратуры Бурсы. И с наших водителей сняли вину», — говорит адвокат.
По ее словам, она работает адвокатом в Турции почти 10 лет, но подобные преступления здесь очень редки, поэтому случай с узбекскими водителями стал своего рода образцовым для Турции.
Выяснилось, что самым важным в розыске воров стали записи с камер видеонаблюдения. В Турции радары и камеры подключены к единой центральной системе, и в этой системе ежедневно записывается 50 миллионов видеороликов и изображений. Они хранятся в течение определенного периода времени. Прокуроры Бурсы начали поиск в этой системе и так вышли на след преступников. Ведь не было никаких других доказательств, кроме показаний водителей.
Состоялось первое заседание суда. Айлин Узел сообщила, что арестованные помимо водителей-узбекистанцев ранее грабили грузовики из Казахстана, Кыргызстана и Ирана. Тем не менее, бандиты не признавали своей вины говоря, что якобы купили груз у водителей.
«Однако в документах, собранных следствием, содержались неопровержимые доказательства правоты наших водителей. Фото и видеозаписи подтверждают, что наши водители говорят правду», — говорит Айлин.
Адвокат говорит, что без усилий консула в Анкаре Ойбека Раззокова и советника посольства Узбекистана в Анкаре Баходира Назарова дело не продвинулось бы в поимке воров.
«Мы работали с ними, писали ноты в МИД и МВД. Сотрудники посольства ездили в Генеральную прокуратуру Бурсы и ознакомились с делом. Там они говорили с прокурорами и просили их предъявить доказательства вины их соотечественников, они не бросили в беде своих сограждан», — рассказала адвокат.
Айлин Узел посоветовала узбекистанцам, попавшим в затруднительное положение за границей, не бояться и не стыдиться, а обращаться в посольства или консульства, с какими бы проблемами они ни столкнулись.
Зухра Абдухалимова, журналист,
видео - Мирвохид Миррахимов,
монтаж - Абдусалим Абдувохидов,
перевод: Вадим Султанов.