Непригодное мясо или даже мясо павших животных со всех концов страны везут в Ташкент. Кто и зачем его покупает? 

Узбекистан 20:08 / 01.06.2023 22783

Растет число желающих нажиться на том, чтобы продать в столицу непригодное к употреблению, неизвестного происхождения мясо, а зачастую и мясо павших животных. Тот факт, что законодательство не предусматривает сурового наказания за подобные правонарушения, является причиной того, что некоторые «бизнесмены» делают своей профессией торговлю тухлым товаром. Безусловно, увеличение «предложения» — это признак «спроса»: по данным Комитета развития ветеринарии и животноводства, основными покупателями такого мяса являются предприятия общепита и колбасные цеха. 

Ташкент стал «пищеварительным трактом» Узбекистана 

19 мая в автомашине Cobalt гражданина И.К., двигавшегося по территории Кукдалинского района, было обнаружено 929 кг мяса животных неустановленного происхождения. Выяснилось, что это мясо он вез в Ташкент на продажу. 

Если бы почти 1 тонна этого непригодного к употреблению мяса не была обнаружена, то оно дошло бы до столицы и попало на стол к людям. 

И это — далеко не единственный случай, когда мясо неизвестного происхождения везли в Ташкент для продажи и останавливали по дороге. Кашкадарьинская и Бухарская области являются «лидерами» по доставке тухлого мяса в столицу. 

Вот только зафиксированные случаи за 2022 год на маршруте «Кашкадарья-Ташкент»: установлено, что в январе перевозилось 230 кг негодного мяса, в марте 900 кг и в другом случае 1256 кг, в апреле более 1 тонны, в июне 830 кг, а в июле еще 1 т непригодного мяса. 

Бухарская область также очень «активно поставляет» в ​​столицу мясо неизвестного происхождения. Например, в ноябре 2022 года 37-летний мужчина по имени Акмал из Бухары решил заработать на продаже павшего (!) скота. Он погрузил мясо дохлых коров в такси и отправил в Ташкент, где его должен был получить его знакомый. Груз непригодного мяса, отправленный в столицу, был задержан на посту ДПС «Самарканд». 

В другом случае оперативное мероприятие было проведено 14 марта 2023 года совместно с Группой поддержки карантинных мероприятий УВД Навоийской области и сотрудниками ветеринарной службы. В ходе мероприятия было установлено, что гражданин, проживающий в Каракульском районе, вез из Бухары в Ташкент для реализации 1 тонну непригодного мяса. 

В чем ошибка? 

В большинстве вышеперечисленных случаев лица, совершившие данное преступление, были пойманы в ходе оперативных мероприятий или рейдов, проведенных в сотрудничестве с соответствующими органами. Таким образом, обычно, когда контрольные мероприятия не проводится, тонны тухлого мяса могут проехать через посты ДПС и попасть в столицу. Тот факт, что машина с «мертвой» говядиной выезжает из Бухары или Кашкадарьи и может беспрепятственно въехать в Ташкент, свидетельствует о наличии ошибки в системе деятельности соответствующих секторов. 

Во-первых, в сфере ветеринарии и животноводства почти нет системы контроля, она не работает: представители сферы не знают и не могут узнать даже по прошествии месяца, в каком кишлаке и у кого произошел падеж скота. 

Во-вторых, цифровизация отрасли животноводства идет ни шатко ни валко. В сентябре 2017 года принято постановление правительства «Об усовершенствовании порядка идентификации, учета, списания и хранения животных». Постановлением также утверждено соответствующее Положение. По нему планировалось создать базу данных идентифицированных животных через единую электронную информационную систему. Эта система включает в себя информацию, обязательную для ввода: о виде животных, идентификационном номере, породе, поле, кличке, месте и дате рождения, имя владельца, место хранения, смена владельца, дату убоя или смерти, употребления в пищу или уничтожения. 

Согласно положению, крупный рогатый скот, овец и коз, верблюдов следует учитывать через 14 дней после рождения, но не позднее одного месяца, а жеребят и ослят - с четырех месяцев. При забое (падеже, уничтожении) животного владелец должен предъявить ветпаспорт с идентификационным номером животного представителю государственной ветеринарной службы по адресу постоянного проживания или временного пребывания в семидневный срок для снятия животного с учета. 

На основании этого разработана и запущена в июле 2020 года Единая электронная информационная система базы данных идентифицированных животных VIS-CHINOR. 

По информации, предоставленной Kun.uz Комитетом по развитию ветеринарии и животноводства, на данный момент в системе зарегистрировано около 500 тысяч животных, а количество снятых с регистрации животных превышает 55 тысяч. Учитывая, что в стране выращивается более 10 млн голов крупного рогатого скота, более 20 млн голов овец и коз, тысячи лошадей и верблюдов, это очень мало за целых 3 года деятельности. Значит, не говоря уже об овцах и козах, миллионы голов крупного рогатого скота, которые содержатся в хозяйствах населения, не учтены: забиты ли, погибли ли, в каком порядке уничтожены, если пали, где забиты и так далее — неизвестно. 

В-третьих, наличие коррупции при получении официального документа о том, что мясо пригодно к употреблению.

К примеру, несколько лет назад в Навои отца и сына поймали на продаже мяса павших животных под видом свежего. В ходе расследования было установлено, что сотрудник Навоийского областного центра диагностики болезней животных и безопасности пищевых продуктов выдал разрешение на продажу мяснику 892 кг негодного мяса за взятку в 1 млн сумов. Язык не поворачивается сказать, что таких случаев в настоящее время нет. 

В-четвертых, бесконтрольность мясников: невозможно узнать, какой мясник какое животное забил, когда и где. Нередки также случаи, когда на мясо забивают ослов в домашних условиях. 

На самом деле, согласно постановлению Кабинета Министров от 8 мая 2019 года, забой животных в коммерческих целях обязателен на специализированных и мини-скотобойнях. Категорически запрещается забивать животных в коммерческих целях в неразрешенных местах, в том числе в домашних условиях. Но непонятно, кто это все контролирует. 

В-пятых, ни в одном из вышеперечисленных случаев оперативные действия не были продолжены и не был задержан покупатель, который столь же виновен, как и продавец. Ведь если не будет покупателя, продавец не станет везти тухлое мясо за сотни километров из области в столицу, верно? Пока часть цепочки «спрос» не будет разорвана путем выявления покупателей и принятия против них решительных мер, «предложение» будет оставаться. 

Кто покупает мертвечину? 

Как сообщил Kun.uz глава Комитета ветеринарии и развития животноводства Салохиддин Хасанов, случаев продажи негодного мяса на дехканских рынках очень мало. 

«Да, есть случаи, когда непригодные мясные продукты привозят из областей в Ташкент для продажи. Любое мясо скота, забитого в неизвестном месте, без первичных ветеринарных документов, а также не отвечающее ветеринарно-санитарным требованиям, признается непригодным к употреблению. 

Но такое мясо чаще всего реализуется в заведениях общепита и на некоторых мясоперерабатывающих предприятиях. Благодаря наличию лабораторной службы ветеринарно-санитарной экспертизы, на дехканских рынках достаточно немного случаев продажи непригодного мяса. 

Всего по республике в 2022 году 73,4 тонны мяса и 2,7 тонны молочной продукции были признаны непригодными к употреблению в 7796 случаях, и были отбракованы. 

Совместно с Департаментом карантинных мероприятий МВД проводятся рейды на межобластных постах автомобильного транспорта. В выявленных случаях применяются санкции согласно соответствующим статьям Кодекса об административной ответственности. В частности, за 2022 год в отношении граждан, нарушивших ветеринарно-санитарные правила и нормы, в 22 679 случаях составлены протоколы и наложены штрафы на общую сумму 240,8 млн сумов», - говорит Салохиддин Хасанов. 

Предусмотренное наказание слишком незначительно 

В Кашкадарье выявлен случай забивания ослов на мясо в частном доме.  Лицо, забивавшее ослов, оштрафовано в трехкратном размере БРВ (900 000 сумов на тот момент). Примечательно, что административный протокол на правонарушителя был составлен по ч. 1 ст. 111 КоАО РУз (Жестокое обращение с животными). 

Большинство водителей, перевозящих негодное мясо в Ташкент, отделываются административным протоколом, только если их поймают. Штраф может быть равен цене нескольких килограммов мяса. Причина в том, что в большинстве случаев на них оформляется административный протокол по статье 109 КоАО (Нарушение ветеринарных, ветеринарно-санитарных правил и норм). Согласно этой статье, за нарушение ветеринарных, ветеринарно-санитарных правил и норм граждане будут оштрафованы в размере до половины суммы БРВ (в настоящее время 165 тыс. сум), а должностные лица - от половины до двух БРВ (от 165 тыс. до 660 тыс. сумов). 

К данному виду деяний также может быть применена статья 186 УК РУз (Производство, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт товаров, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Согласно ей производство, хранение, перевозка или передача, выполнение работ или оказание услуг в целях передачи товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, влечет наложение штрафа уже в размере от 100 до 200 БРВ или до 300 часов общественных работ или исправительными работами на срок до 2 лет. 

Даже и это легкое наказание для тех, кто привозит в столицу негодное мясо и хорошо зарабатывает на этом. Причина в том, что мясо падших животных – это не черствый хлеб и не подгнившая картошка, оно способно оказать серьезное негативное влияние на здоровье человека. 

Контроль на дорогах — не выход

Недостаточно устраивать проверки на дорогах. Этот вопрос должен быть под непрерывным контролем, а тех, кто продает мясо неизвестного происхождения, а также покупателей, оптом скупающих его, зная, что оно непригодно к употреблению, необходимо строго наказывать. 

Кроме того, если Комитет ветеринарии и животноводства не перейдет к практической работе по контролю отрасли, жителям столицы придется еще долгие годы питаться мясом животных, о происхождении которого им лучше не знать. 

Руслан Сабуров,
Кun.uz, 

перевод: Вадим Султанов.

Больше новостей