Затемнение окон и установка штор важны для защиты людей в салоне автомобиля от жары и палящих ультрафиолетовых лучей солнца в солнечные дни, которые преобладают в нашей стране почти 9 месяцев.
Если помните, когда-то машины вообще нельзя было тонировать. Разрешалось затемнять только заднее стекло и 14 см от верха переднего стекла. Такой запрет обосновывали соображениями безопасности.
Но водители вместе со СМИ продолжили высказывать свои пожелания через социальные сети и добились-таки своего. Учитывая множество требований и пожеланий, глава республики разрешил бесплатно затемнять все окна, не мешающие обзору с места водителя, – стекла задних дверей салона автомобиля.
Разрешили, хотя и за определенную плату, затемнение всех окон легкового автомобиля, кроме лобового. Выяснилось, что никакого вреда безопасности не было, на самом деле все было преувеличено.
Теперь даже водители «Дамасов» с удовольствием затемняют свои стекла, кроме лобового и передних боковых.
В настоящее время тонировка стекол передних дверей легковых автомобилей также осуществляется за определенную плату.
Однако стоимость тонировки стекол в автобусах по-прежнему велика. На данный момент тонировка стекол в салоне автобуса установлена в размере 40-кратного БРВ в год (на сегодняшний день 13 миллионов 200 тысяч сумов).
Это фиксированная сумма для автобусов большой вместимости. Тонировка стекол для микроавтобусов бесплатна.
Теперь обратим внимание на то, где в основном используются автобусы большой вместимости:
1. Общественный транспорт в городах
2. Междугородние автобусы
3. Автобусы компаний, перевозящих туристов
4. Автобусы, перевозящие сотрудников различных организаций
5. Автобусы, перевозящие школьников в некоторых районах.
Никто не объясняет, почему тонировка стекол в автобусах стоит так ДОРОГО и почему она вообще платная.
Большинство населения в крупных городах пользуется автобусами (в г. Самарканде есть трамвай, в Хорезмской области – троллейбус).
В целом количество автобусов, наверное, составляет меньшую часть транспорта. Например, в городах сотни тысяч автомобилей, а автобусов тысячи, а значит, их количество в сотни раз меньше.
Возникает интересный и закономерный вопрос: какую опасность может представлять затемнение стекол салона автобуса для водителя, салона автомобиля и находящихся снаружи людей, почему пользователи общественного транспорта лишены такого «счастья»?
Понаблюдайте сами: кто в основном пользуется общественным транспортом? Малообеспеченное население, особенно дети раннего возраста, студенты, пожилые люди и пенсионеры. Именно они лишены комфортных условий.
Есть еще один аспект этой несуразности
Большинство нового общественного транспорта, завезенного в нашу страну, имеет кондиционеры. Хотя они немного охлаждают салон, но также приводят к увеличению расхода топлива из-за прямого нагрева кабины солнечными лучами. Кроме того, представьте, сколько автобусов в нашей стране не имеют кондиционера.
Туризм – сфера, которой в последние годы уделяется большое внимание, и которая была обозначена как одно из основных направлений экономического роста нашей страны, можно сказать, локомотив. В таких условиях туристические компании могут затемнять окна автобусов даже за 40 БРВ.
Туристические автомобильные компании, пожалевшие этих денег, потеряют клиентов. Если затемнять, для компенсации потребуется увеличить стоимость туристических услуг.
Кроме того, наклеить тонированную пленку на многочисленные окна автобуса довольно дорого. Платить еще 13,2 миллиона в год за получение разрешения на это — явное бремя для автомобильных компаний.
То есть запрета на тонировку стекол автобуса нет. Это просто дорого, вернее непомерная сумма денег.
Тонировка боковых стекол автобусов также должна быть бесплатной. В связи с этим инициативу должны проявить автомобильные компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, и Министерство культуры и туризма.
В получении платежей заинтересовано только одно государственное учреждение: МВД. Хорошо бы и им отказаться от этой ожидаемой выгоды. Ведь особенно переполненный общественный транспорт избегая трат не затемняет окна автобусов. То есть ожидаемый доход все равно не приходит.
Вот еще бы наши депутаты также вынесли этот вопрос на парламентское обсуждение. Благородная инициатива, принесшая утешение миллионам людей, должна быть доведена до конца. Это должно принести пользу не только автовладельцам, но и обычным людям, пользующимся транспортом.
Здесь мы сочли необходимым привести пример зарубежного опыта. В Саудовской Аравии миллионы паломников перевозят в основном автобусами. Стекла автобусов полностью тонированы – бесплатно, государство за это никаких денег не получает. Просто потому, что в этом есть естественная потребность. А лето в Узбекистане в плане температуры никак не уступает таковому в арабских странах.
А раз так, этот вопрос нужно как можно скорее вынести на повестку дня до наступления ожидающих нас жарких дней.
Шухрат Шокиржонов,
журналист,
пер.: В.Султанов.