Не новость, что UzAuto Motors регулярно пытается поднимать цены. Так, в марте текущего года начались продажи автомобилей Malibu XL с приставкой «обновленный».
Согласно официальному заявлению компании, Malibu XL должен был поступить в продажу в 3 различных комплектациях (XL 1LT – 375 млн; XL 2LT – 390 млн; XL LTZ – 419 млн сумов). На практике в продаже появился только Malibu XL за 419 млн сумов, который мало чем отличается от старого Malibu-2.
Для справки, Malibu XL поступил в продажу в Китае в прошлом году по цене 25 750 долларов по текущему обменному курсу.
Такие махинации можно проследить не только касательно Malibu. Например, Chevrolet Onix, заключение контрактов на который началось 1 ноября 2022 года, изначально предлагался по цене от 126,5 млн сумов до 189,9 млн сумов (включая НДС 15 %).
Хотя самая дешевая позиция (126,5 млн сумов) была в списке, в продажу она не поступила. Тогда нам сказали, что покупатели, которые хотят получить авто самой доступной комплектации, должны обращаться, и если будет собрано достаточное количество обращений (неясно, сколько приложений подразумевалось под достаточно), то компания рассмотрит, выпускать эту позицию или нет. Однако официальной информации о том, сколько было подано заявок на машину в этой комплектации, не было, а в продажу самая дешевая комплектация не поступала.
Через некоторое время после старта с продаж также были сняты модели Onix стоимостью 149 млн сумов, 155 млн сумов, 159 млн сумов и 185 млн сумов.
В итоге цена Chevrolet Onix, который обещали продавать в пределах 9-12 тысяч долларов, была завышена до 18 тысяч долларов. И с конца февраля у официальных дилеров компании можно было получить контракт только на модель Onix Premier стоимостью 207 млн сумов, а также еще более высокие по цене комплектации.
В начале мая заключение контрактов на Onix было полностью остановлено. Согласно официальному заявлению компании, этот процесс возобновится с 25 мая. Но контракты будут только на следующие модели:
- Onix Premier 1 (207 млн сумов);
- Onix Premier 2 (около 215 млн сумов);
- Chevrolet Onix Premier Plus и Redline (цена не разглашается).
Хотя самопровозглашенный «автогигант» утверждает, что цена на предыдущие открытые для контрактации позиции останется неизменной, с 25 мая в продажу не поступят 4 разные модели стоимостью от 159 млн до 185 млн сумов. То есть цена на Onix, который обещал стать бюджетным автомобилем, с помощью искусственного дефицита и различных «игр» доводится до 207 млн сумов.
С большой вероятностью снова повысятся цены на модели Chevrolet Onix Premier Plus и Redline, продажи которых обещают начать с сентября.
Автомобильная компания, которая якобы пытается сделать цены дешевле для потребителей, использовала вышеуказанную схему и тогда, когда стартовали продажи обновленного Chevrolet Tracker. Как всегда, самая бюджетная позиция за 179 млн сумов в продажу не поступила.
Стоит отметить, что UzAuto Motors на своей официальной странице указывает цены на новые модели без учета НДС. Это можно рассматривать как попытку сделать цены на автомобили «более привлекательными». Тем не менее, с 1 января этого года НДС снизился с 15% до 12%, но компания цену не снизила. Однако, когда UzAuto Motors объявила цены на новую модель Onix, она указала цены без учета НДС. Покупатели должны были рассчитать, сколько они должны заплатить, добавив к отображаемой цене 15 %-й налог.
Производство значительно сократилось
Согласно официальной статистике, в январе-апреле 2023 года в Узбекистане было произведено 83,5 тысячи автомобилей.
- Cobalt – 27 739 единиц (снижение – 3,3 %);
- Lacetti-Gentra – 20 673 ед. (снижение – 21,4 %);
- Damas – 19 052 ед. (снижение – 19 %);
- Тracker – 3 618 ед.;
- Оnix – 3 104 ед.;
- Nexia Т-250 – 1 985 ед. (снижение – 72,4 %);
- Spark – 187 ед. (снижение – 95,3 %);
- Специальные легковые автомобили – 7 194 единицы (рост – 38,4 %).
Для сравнения, за аналогичный период прошлого года в Узбекистане было произведено 95 тысяч автомобилей. То есть производство сократилось на 11 500 за прошедший год.
Заслуживает особого «признания» тот факт, что автомобильная компания-монополист, декларирующая увеличение объемов производства до 500 000 единиц, а в будущем до одного миллиона единиц в год, за 4 месяца произвела всего 6 700 единиц Onix и Tracker, выпуск которых сопровождался большими обещаниями.
Cobalt для казахстанцев в наличии, а для отечественных покупателей — нет
Экономист Отабек Бакиров пишет, что, несмотря на резкое сокращение производства, UzAuto Motors продолжает экспорт автомобилей за рубеж.
«Например, в январе-апреле было произведено 27 739 Cobalt, а реализовано в Казахстане за этот период 10 627. Было выпущено 1985 Nexia-3, хотя производство их было объявлено прекращенным, но в Казахстане было продано 2728 Nexia-3. То есть Нексии-3, выпущенные в прошлом году и наверняка накопленные на секретных складах, тоже ушли в Казахстан.
Верх цинизма в том, что контракты на Nexia-3 узбекистанцам приостановили в сентябре прошлого года, а на Cobalt в декабре. Ни одной Nexia-3 или Cobalt произведено не было, а в январе в Казахстан было продано более 3000 автомобилей этой модели, вероятно, с затаренных складов. Как вам это нравится?
[...] Посмотрите продажи автомобилей в Казахстане в январе, феврале, марте и апреле, обратите внимание на широту выбора и конкуренцию. На все это имеют право и узбекистанцы, но за очень узкие и крайне коррумпированные интересы весь народ был лишен автомобильного выбора, как и других важных выборов», — пишет Отабек Бакиров.
Следует отметить, что в начале декабря 2022 года заключение контрактов на бюджетные модели – Damas, Labo, Cobalt и Gentra было приостановлено. Хотя прошло уже почти 6 месяцев, информации о том, когда откроются продажи этих автомобилей, частично производимых в Узбекистане, нет.
По неподтвержденной информации, основной причиной задержки продаж может быть то, что компания не может поднять цены из-за политических мероприятий в стране.
В целом UzAuto Motors защищен барьерами на импорт автомобилей. Люди искусственно лишены возможности другого, более доступного и лучшего выбора. А импорту автомобилей из-за границы препятствует таможенный сбор в размере половины стоимости ввозимого автомобиля. И препятствие для импорта — это не только тарифы: есть еще сертификация и другие барьеры.
Достон Ахроров,
пер. В.Султанов.