В рамках 32-го заседания правления ЕБРР проходят различные обсуждения.
В конференц-зале Dimond комплекса состоялась дискуссия на тему «Военная и послевоенная экономика: уроки Украины». С докладами выступил ряд известных экономистов. В частности, по теме выступили главный экономист ЕБРР Беата Яворчик, научный сотрудник исследовательского центра Брукингского института Фиона Хилл, профессор истории Принстонского университета Гарольд Джеймс, профессор глобальной истории Оксфордского университета Петер Франкопан, геополитический исследователь германского фонда Маршалла США Томас Клейн-Брокхофф. высказали свое мнение.
Дискуссию модерировал бывший журналист BBC Джонатан Чарльз.
Профессор Гарольд Джеймс говорит, что пока Путин считает, что Украина не будет существовать, как отдельное государство, то с ним невозможно вести переговоры.
«На параде 9 мая Путин назвал войну поворотным моментом в истории. Он считает, что Украина не должна существовать как отдельная страна. Если Россией правит такой человек, как мы можем с ним договариваться об Украине?», – приводит его слова корреспондент Kun.uz.
Он отметил, что в Китае существовало представление о том, что император «имеет поддержку небес», тогда как правитель в России, похоже, лишился «поддержки небес».
Петер Франкопан заявил, что независимо от исхода войны – это не будет победой для России.
«Как бы эта война не закончилась, Россия не победит. В России попытаются убедить, что все проблемы в стране из-за существования Украины, но у них это не получится», – сказал эксперт.
По словам профессора, есть основания для оптимизма в отношении восстановления Украины. Например, Украина может стать важной энергетической страной в Европе. Особенно в атомной энергетике.
Гарольд Джеймс сосредоточился на другом аспекте восстановления Украины.
«Говоря о восстановлении Украины, многие акцентируют внимание на сельском хозяйстве, но IT-сфера в Украине также выглядит многообещающе. Например, когда началась война, украинцы разработали систему, которая определяла районы передвижения русских. Это доказательство того, что в Украине есть хорошие инженеры», – отметил Джеймс.
Фиона Хилл, американский эксперт, отметила, что аграрный сектор в Украине очень поможет восстановлению в будущем.
«Украина может продолжать зарабатывать деньги даже после войны. Например, аграрии Украины поставляют большое количество зерна даже во время войны. На мой взгляд, можно надеяться, что те, кто инвестировал в эту страну до войны, продолжат инвестировать в украинский агропром.
В Украине есть и другие отрасли, на которые можно положиться в восстановлении. Например, как упоминалось выше, есть хорошие инженеры. Кроме того, в любом уголке мира вы можете встретить врача, который учился в Харькове.
Поэтому не стоит бояться запускать процесс восстановления. Допустим, если восстановление начнется в менее пострадавших городах Украины, то его можно будет перенести в более пострадавшие районы», – сказала Хилл.
По её словам, во многих странах, например, в странах Африки, не знают о состоянии и истории Украины, думают, что все земли бывшего союза до сих пор принадлежат России.
«Одна из самых важных вещей для Украины сейчас – получить помощь от возможно большего количества стран. Например, большинство африканских стран не участвуют в голосовании ООН по войне в Украине, потому что не хотят быть вовлеченными в этот конфликт. И если мы хотим убедить, что это война между автократией и демократией, нам нужно вовлечь в этот процесс больше стран.
Многие страны не знают об Украине, о ее истории. Многие считают Россию правопреемницей СССР и думают, что ей принадлежат все земли бывшего союза. Нам нужно объяснить им, что Украина – большая независимая страна. Ведь Украина поставляет продукты в африканские страны, правильно?», – сказала миссис Хилл.
Томас Клейн-Брокхофф сказал, что, если Россия выиграет войну, мир может приблизиться к новому равновесию.
«Невозможно узнать, что на уме у агрессора. Он может изменить порядок мира. Например, ядерный баланс. Я не согласен с тем, что война не может изменить международный порядок мира. Если Россия победит, мы сможем приблизиться к изменению баланса в мире», – сказал он.
Кляйн-Брокхофф также отметил, что донорская поддержка очень важна для Украины.
«Министр финансов Украины заявил, что дефицит бюджета покрывается за счет денег, которые дают доноры. Здесь важен непрерывный поток доноров. Многие думают, что доноры тоже устали. Я не чувствую, что доноры в Европе устали. Поэтому нет необходимости прекращать помощь Украине.
В настоящее время Путин пытается создать еще один замороженный конфликт в Украине. Но нам нужно знать, как политические, так и экономические цели агрессора.
Нельзя забывать об одном. В 1947-48 годах, когда реализовывался план Маршалла по восстановлению Германии, не было таких международных экономических организаций, как ЕБРР, а теперь есть, и именно они будут осуществлять процесс восстановления Украины. Мы должны помочь украинцам, чтобы они могли помочь себе сами. Например, поможет ли Япония Украине через 15 лет? Не знаю, но сейчас поможет», – сказал экономист.
Беата Яворчик, экономист ЕБРР, заявила, что после войны темпы прироста населения в странах снизились, что имело прямые негативные экономические факторы.
«С начала войны экономика Украины пришла в упадок, и мы прогнозируем, что этот спад продолжится. Одна вещь, которую я хотела бы отметить, это то, что страны, находящиеся в состоянии войны, как правило, имеют более низкий прирост населения. После войны долг стран может достигать 50% ВВП. Это сложный процесс для государств, чтобы нести это бремя.
Украина должна максимально безболезненно выйти из сегодняшнего конфликта. Нельзя забывать об одном: в странах, где была война, мир царит в среднем 25 лет. Я думаю, что Украине в первую очередь нужна экономическая помощь, чтобы конфликт не повторился», – сказала она.
Модератор Джонатан Чарльз сказал, что люди в Британии, где он живет, не говорят о прекращении помощи Украине, хотя ситуация сложная.
«В Британии, где я живу, люди жалуются, что они платят много налогов, что цены выросли, но не говорят, что надо перестать помогать Украине. Поэтому я думаю, что мы не должны бояться помогать Украине», – сказал он.