Риски в бизнесе — это неблагоприятные события, которые могут вызвать большие денежные потери. Риски бывают разными: репутационные, финансовые, налоговые, валютные, ценовые, рыночные и т.д. И чем сложнее и больше становится бизнес, тем труднее им управлять и тем выше вес рисков и связанных с ними последствий.
Согласно закону Мерфи, все, что может пойти не так, однажды пойдет не так. Или как гласит народная мудрость, ружьё, которое висит на стене, в один прекрасный день обязательно выстрелит. Я думаю, вы понимаете, о чём я....Так вот, задача собственника бизнеса и его руководителя - сделать все, чтобы предотвратить эти печальные события.
Природа риска такова, что, если им не управлять и не контролировать, то он как вредный газ, может заполнить собой все свободное пространство. По мере откладывания работы с рисками, их потенциальные негативные эффекты будут только расти, также как и вероятность их реализации. Поэтому перед собственниками и менеджментом компании возникает постоянная необходимость риски выявлять, оценивать их существенность и вероятность их реализации, а после определять методики и инструментарии работы с ними. Этот процесс и называется риск-менеджментом или управлением рисками.
Однако, не все риски необходимо минимизировать, также, как и не каждую яму на дороге стоит объезжать - над некоторыми вполне возможно проехать, практически этого не заметив. Иногда бывает так, что риску, который может обойтись компании в 10 млн сумов, уделяются внимание и ресурсы стоимостью на порядок больше. При этом критичные для бизнеса риски остаются без должного внимания.
Одним из элементов риск-менеджмента является разработка матрицы рисков. Матрица риска – это инструмент процесса управления угрозами, которые имеют серьезные негативные последствия и могут возникнуть с высокой вероятностью. Они получают самый высокий рейтинг. Риски с низким влиянием на деятельность компании и низкой вероятностью получают самый низкий рейтинг, и их смело можно оставить в покое...
Кстати, если собственник владеет всего одним бизнесом, то можно обойтись одной матрицей рисков. Если же бизнес многопрофильный, целесообразно формировать матрицы рисков для каждого направления или сегмента бизнеса. Риски крупных инвестиционных/бизнес проектов также желательно рассматривать отдельно.
Матрица рисков представленная ниже позволяет руководству и собственникам оценить ситуацию и расставить приоритеты, упростить разработку программы риск-менеджмента и помочь компании существовать, расти и развиваться в мире полном рисков!
Хондамир Нусратходжаев
Автор канала «Исламские финансы+»