Во снах старика, три года сражавшегося в боях, ужасы войны до сих пор живут... Наш разговор с Умарали ота, который здравствует в окружении своих детей и внуков, длился долго.
Уход на войну
«Одновременно на войну ушли сто двадцать юношей из Пахтаабада. По окончании войны живыми вернулись только четверо из них. Нас всех одели в бане в центре района и повезли в Фергану готовиться к войне. Потом мы обучались на пулеметчиков в Уфе. Затем нас отправили на Первый Украинский фронт.
В одном пулеметном счету было бы семь человек. Пятеро погибли в одном из боев на подступах к Житомиру. Командиры приказывали сломать «тягу» пулемета и привести его в негодность, если в случае необходимости оружие придется бросить. Нам пришлось именно так и поступить. Потом мы стали автоматчиками.
Помнится, одна дивизия поддалась на вражескую пропаганду и полностью перешла на сторону врага. Каждый день на передовой через громкоговорители звучала пропаганда с призывом сдаться на узбекском, казахском и русском языках.
Я был ранен и госпитализирован при освобождении Тулы. Потом меня подлечили, и я вернулся в строй. Я стрелял в фашистов, но, если бы я не стрелял в них, они бы убили меня.
Ужасы войны
В Украине есть маленький городок Стальня. Там были ожесточенные бои. Немцы были вооружены до зубов. Ночью они сбрасывали бомбы со своих самолетов на и без того горящую местность. Большинство из наших вступали в бой без оружия. Оружие забирали у погибших. Но наша армия постепенно крепла, а затем победила.
Нацисты вырезали большую часть евреев. Под Житомиром фашисты их закапывали заживо. Местные жители говорили, что земля после этого шевелилась еще неделю. На войне человек привыкает к мертвым, и мы привыкли к обилию трупов.
Жизнь после войны
У меня было много знакомых в Украине. Я ездил туда иногда. Сейчас там идет война...
Я был дважды ранен на войне. Однажды, после госпиталя в Ростове, я снова попал на фронт и был ранен в ногу. Дважды ко мне домой приходили «похоронки». Но я вернулся живым домой в марте 1945 года, хотя и со многими ранениями. После этого началась моя новая жизнь».
Когда наш герой возвратился с войны, он сначала работал мастером. Потом учился в педагогическом техникуме, институте и выбрал педагогическую профессию. Он преподавал в начальной школе в школе в течение 42 лет. У него бесчисленное количество учеников.
Умарали ота, которому 100 лет, все еще бодр. Он говорит, что в его роду было много людей старше ста лет.
«У меня семеро детей. Две дочери и пятеро сыновей. Более 40 внуков и правнуков. Сейчас у меня уже трое праправнуков.
Наш президент очень заботится о нас и каждый год дарит нам замечательные подарки. Мне приносят продукты каждый месяц. Вчера принесли деньги – 15 миллионов сумов.
Война ужасна. На войне многие жители Узбекистана пропали без вести. Наша жизнь сегодня — прекрасная жизнь. Её можно назвать самым счастливым временем в мире. Нам нужно ценить мир», — говорит Умарали Отабоев.
Эльмурод Ирматов, Азизбек Исмоилов