Недовольны действиями застройщика трое граждан, купивших квартиры в многоэтажном доме, построенном в 2019 году строительной компанией ООО «ОS MINORA» в столичном микрорайоне Юнусабад-4.
По словам Нурхона Саидова, Джавохира Искандарова и Зиёды Олимовой, обратившихся в редакцию Kun.uz, строительная компания предоставила им квартиры значительно меньшей площади, чем указано в договоре.
Например, Нурхон Саидов, купивший дом на имя супруги Шахнозы Собировой, утверждает, что переплатил строительной компании 44,6 млн сумов. В частности, договор, заключенный между ООО «ОS MINORA» и Шахнозой Собировой 13 февраля 2019 года, предусматривал, что общая площадь приобретаемой квартиры составит 75,8 квадратных метра и будет стоить 379 млн сумов.
Однако, по окончании строительства в выданном на квартиру кадастровом документе значилось, что общая площадь квартиры составляет 66,88 кв.м (на 8,92 кв.м меньше, чем в договоре).
«Мы договорились со строительной компанией о покупке квартиры площадью 75,8 кв. м на пятом этаже по 5 млн сумов за квадратный метр на общую сумму 379 млн сумов. Оплатил я полностью в оговоренное время. Но когда стройка закончилась, и я осмотрел жилье, квартира показалась мне маленькой. Позже, когда был выдан кадастровый документ, я убедился, что общая площадь почти на 10 квадратных метров меньше, чем по контракту. Написал заявление в строительную компанию с просьбой о возврате излишне уплаченной суммы. Однако на мое заявление ответа не последовало», — говорит Нурхон Саидов.
Пунктом 2.5 договора предусмотрено, что при обнаружении по итогам кадастра разницы в площади квартиры более 5% от указанной в договоре, компания произведет перерасчет и возместит излишне уплаченную сумму.
Тем не менее, по словам заявителей, разница до сих пор не выплачена.
Согласно документам, покупатели заключили договор с ООО «ОS MINORA», но деньги их попросили перечислить деньги на счет ООО «ZARAFSHON BUILDINGS». Собственно, это неудивительно – учредителем обеих компаний является ООО «ZARAFSHON GOLDEN GROUP».
Согласно открытым данным, 91,5% доли ООО «ZARAFSHON GOLDEN GROUP» принадлежат хокиму Кызылтепинского района Навоийской области, сенатору Улугбеку Файзиеву.
Остальная часть компании принадлежит его брату Ойбеку Файзиеву.
В настоящее время деятельность ООО «OS MINORA» прекращена. Однако в ответном письме Ташкентской городской прокуратуры гражданам было сообщено, что ООО «ZARAFSHON BUILDINGS» является правопреемником ООО «OS MINORA».
Прокуратура обманывает граждан?
Рассмотрим это письмо более подробно.
Собственники квартиры обратились по данному делу в прокуратуру. В ответном письме за подписью заместителя прокурора г.Ташкента А.Пулатова от 20 сентября 2021 года отмечено, что с покупателей излишне взыскано в общей сложности 441 млн сумов в связи фактически меньшей площадью в 7 квартирах. На основании вышеуказанного, в отношении должностных лиц ООО «OS MINORA» и его правопреемника ООО «ZARAFSHON BUILDINGS» возбуждено уголовное дело по п. «а» ч. 4, ст. 168 (Мошенничество), и ст. 192-11 (Превышение должностных полномочий должностными лицами негосударственной коммерческой организации).
В письме также сообщается, что в Мирзо-Улугбекский межрайонный суд по гражданским делам поданы иски о взыскании переплаты в пользу собственников жилья.
По словам заявителей, новостей об исках, поданных в гражданский суд и возбужденном уголовном деле, по сей день нет никаких.
Сотрудник пресс-службы Ташкентской городской прокуратуры Хуршида Рахмонова сообщила нам, что мы будем проинформированы о следствии по уголовному делу и что нам следует обратиться в суд по поводу исков.
Однако и через 10 дней после отправки запроса прокуратура не предоставила никакой информации. Следующие наши запросы также остались без ответа.
В информационной службе ташкентских городских судов сообщили, что Мирзо-Улугбекский межрайонный суд по гражданским делам такого дела не рассматривал.
Что говорит застройщик?
Представитель «ZARAFSHON GOLDEN GROUP» Лочин Ходжаев считает претензии покупателей необоснованными.
«В ходе строительства первого дома, без внутренних стен, люди с трудом доставляли кирпичи и цемент до девятого этажа. Кроме того, ипотечный кредит не оформляют покупателям на пустую квартиру без внутренних стен. Столкнувшись с этим, мы сдавали квартиры в наших последующих домах уже с внутренними стенами. Общая площадь квартиры по договору 98,1 кв. м. Причина в том, что мы продаем «коробку». После разделения на комнаты перегородками кадастр измерил и зафиксировал площадь - 88 кв.м. Разница выходит за счет межкомнатных перегородок и шахт.
Там 144 квартиры. Если бы мы действительно «сэкономили» по 10 квадратных метров с каждой, нашу компанию бы давно закрыли. 17 из них обратились в прокуратуру, но после того, как мы с ними поговорили и решили их вопросы, 14 из них отозвали свои заявления. Но эти 3 собственника квартир, обратившиеся к вам, по-прежнему упорствуют. Мы говорим им: «Давайте измерим площадь квартиры, мы придем со специалистами и заплатим, если разница действительно есть». Но нас в дом не впускают. К тому же, они видели, что метраж был меньше при подписании договора у нотариуса, а также подписали акты приема-передачи, где значится, что возражений нет.
Хотя в договоре мы не брали на себя установку внутренних стен, мы сделали это за свой счет. А теперь на нас пишут, что площадь меньше. Договорились поставить в виде коробки по контракту. Мы не собираемся платить за площадь, занимаемую межкомнатными перегородками. Если занижена площадь квартиры кроме межкомнатных стен, мы готовы оплатить разницу», — сказал Лочин Ходжаев.
Ситуацию также прокомментировал юрисконсульт компании Мирзохид Ганиев.
Компания договорилась с покупателями о сдаче квартир в виде «коробки». Она больше не брала на себя никаких обязанностей. Размер квартир, конечно же, обусловлен метражом в виде «коробки». Тем не менее, компания также возвела внутренние стены в качестве бонуса, чтобы облегчить жизнь клиентам. Но некоторые покупатели утверждают, что их «обманули», указывая на часть пространства, занимаемого этими внутренними стенами. Мы объяснили большинству поначалу возражавших граждан, что их возражения неуместны, и они поняли и отозвали свои заявления. Но трое покупателей до сих пор не хотят понять и делают из этого проблему», — сказал Мирзохид Ганиев.
Он добавил, что считает неправильным возбуждать уголовное дело по этому делу.
«Здесь был чисто гражданский конфликт. Уголовной составляющей нет. Это связано с недопониманием между заказчиком и исполнителем по договору. Я отнесся с пониманием, когда услышал, что «прокуратура подала иск в гражданский суд». Я был готов доказать все это в суде. Но оказалось, что иск в суд подан не был. Мы бы знали, если бы иск был в суде.
Вместо подачи иска, прокуратура возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц компании. Это неправильно», — говорит юрисконсульт компании.
Надеемся, что проблема между строительной компанией и гражданами будет решена по обоюдному согласию.
Тот факт, что пресс-служба ташкентской прокуратуры не предоставляет информацию, несмотря на наши неоднократные обращения, оставляет открытыми некоторые вопросы. До сих пор неясно, почему городская прокуратура ввела в заблуждение граждан, указав в своем письме недостоверную информацию.
Аббос Салайдинов,
перевод: Вадим Султанов.
PS: Пресс-служба ташкентской прокуратуры (Хуршида Рахмонова) оставляет без ответа многие запросы Kun.uz. В результате Ташкентская городская прокуратура стала для Kun.uz некоей закрытой организацией. Просим Управление по связям с общественностью Генеральной прокуратуры и АИМК обратить внимание на данную ситуацию.