В интервью российской редакции Cosmopolitan научный руководитель отделения опухолей опорно-двигательной системы Республиканского специализированного Научно-практического Медицинского Центра Онкологии и Радиологии рассказала о тенденции омоложения рака, о причинах смертности от онкологической патологии и важности онкологической настороженности населения.
Медицина не стоит на месте, а здоровый образ жизни давно вошел в моду. Вместе с тем, процент онкозаболеваемости продолжает расти. В чем причина?
Есть много факторов, влияющих на развитие онкологических заболеваний, в числе которых и не в полной мере зависящая от нас экология. Но Вы правы в том, что наука не стоит на месте — возможности диагностики ушли далеко вперед. Скрининг рака повышает долю онкологической патологии, выявленной на ранней стадии заболевания, увеличивая вместе с тем шансы на исцеление. То есть чем раньше выявлен рак, тем выше вероятность выздоровления. К глубокому сожалению, не все пациенты приходят к нам на ранних этапах, в связи с чем, хотелось бы повысить уровень знаний у населения и поднять онкологическую настороженность среди врачей первичного звена и узких специалистов. За счет этого мы добьемся понижения смертности.
Принято говорить о смертности от онкологии, но чего все-таки больше — смертей или случаев выздоровления?
Число людей, преодолевших пятилетний рубеж после того, как им поставили диагноз, растет. Но будем откровенны: как правило пациенты приходят к врачам на более запущенных стадиях, что отражается в высоких показателях смертности. Существуют агрессивные редкие опухоли, с трудом поддающиеся обнаружению. А то, что труднодоступно и выявляется на поздних стадиях, к сожалению, увеличивает смертность.
Какие виды диагностики наиболее эффективны? С какого возраста рекомендуете проходить регулярные осмотры?
Статистически доказано, что 60% новых случаев приходится на десять наиболее распространенных видов рака. У женщин это, например, рак молочной железы и шейки матки. Вместе с тем, регулярное наблюдение и обследование у специалиста позволяет выявлять онкологию на ранних стадиях. Варианты диагностики бывают разные, как правило это маммография (при подозрении на опухоль молочной железы), ЭГДФС, колоноскопия и другие. При этом главным методом диагностики была и остается гистология. К сожалению, надо признать, что рак имеет тенденцию к омоложению.
Можно ли по общему анализу крови обнаружить онкологию?
Если есть в анализах какие-то изменения, то скорее всего это уже сильно запущенная стадия, но это когда мы говорим именно об онкологии. На ранних этапах, к сожалению, изменений в анализах найти невозможно, для чего мы и проводим диагностику. К сожалению, рак трудно обнаружить, так как на ранних стадиях он практически не даёт никаких симптомов. Даже в случае наружных локализаций, таких как кожа, молочная железа, полость рта, зачастую пациенты обращаются за помощью поздно.
Есть люди (особенно это характерно для женщин), которые занимаются самолечением и ставят себе диагнозы, начитавшись умных статей в интернете. Как вы считаете, такая «информированность» помогает или вредит, если мы говорим об онкологии?
Хорошо, если человек информирован — видно сразу, когда пациент приходит начитанный, это во многом облегчает процесс обсуждения тактики диагностики и лечения. Однако следует отметить, что если человек пользуется информацией для того, чтобы вовремя пойти к врачу — это замечательно, но если он в лечении опирается не на мнение дипломированного специалиста, а на собственные домыслы, то как правило это только вредит.
Вы уже 20 лет в профессии, неужели никогда не было желания все бросить?
Я не могу бросить, вы что? Это то, чем я живу. Кроме того, в медицине важен принцип преемственности поколений, нужно все свои знания и опыт передать следующему поколению, это и есть школа. Более того, мы не только воспитываем профессионалов, это должны быть такие же отчаянные и влюбленные в профессию люди, со способностью сопереживать и делать все возможное для спасения жизней. К счастью, рядом со мной именно такие. Сейчас воспитываем следующее поколение онкологов, талантливых, прогрессивно мыслящих и креативных, с этой целью мы и организовали Онко-школу.
Расскажите про Онко-школу Джамили Полатовой подробнее. В чем ее специфика?
Идея создания Онко-школы пришла ко мне во время локдауна, когда все столкнулись с острой нехваткой высококвалифицированных кадров, когда было невозможно получить лечение за рубежом и пригласить специалистов из-за рубежа. Основной целью Онко-школы является воспитание нового поколения онкологов, а также непрерывное медицинское образование. Следует отметить, что онкология — это бурно развивающаяся отрасль медицины, в которой проходят концептуальные изменения в ведении пациентов, что в свою очередь требует от специалистов постоянной работы над собой.
Один хороший врач сможет помочь тысяче пациентов. Идея в том, чтобы обучить как можно больше врачей, каждый из которых сможет вылечить тысячу людей. Да, мы можем отправлять кадры на подготовку за рубеж, но лучше организовать школы здесь, пригласив к нам лучших зарубежных специалистов. Так мы охватим гораздо больше, а затем каждый специалист сможет вырастить своих преемников, и далее по цепочке. Это – простая математика. У нас гениальные врачи, которые могут невозможное. Зачем пациентам ездить лечиться в другие страны? Пусть здесь у нас будет своя Европа!