Что же случилось?
Шахноза Мадрахимова, учительница школы № 13 Учкурганского района Наманганской области, применила необычный метод наказания для шестерых учеников за невыполнение домашнего задания.
Учительница поставила шестерых детей перед доской, а остальные дети хором кричали им «стыдно!». Она сняла процесс на свой телефон и отправила родителям двух школьников через Telegram.
Видео было распространено в социальных сетях, а ситуация была изучена рабочей группой, созданной Наманганским областным управлением народного образования. В результате трудовой договор с классным руководителем Шахнозой Мадрахимовой был расторгнут.
Обсуждение в социальных сетях
Расторжение трудового договора с преподавателем вызвало неприятие у большинства пользователей социальных сетей. По мнению некоторых, такое воздействие на ребенка, который приходит, не выполнив урок, является методом, который учитель может использовать. Причина в том, что учитель не бил и не оскорблял детей, а только пристыдил их среди одноклассников.
На втором полюсе, однако, утверждалось, что такое наказание нельзя применять к малолетним детям, ибо оно может оказать на них пагубное влияние.
«Учитель учит хорошо» — признание родителей
Корреспондент новостной программы «Янги давр» посетил школу в Учкургане и взял интервью у уволенной учительницы и у родителей.
«Мы организовали специальную группу с родителями учеников моего класса. В ней мы обсуждали посещаемость детей, невыполненные уроки и домашние задания. На самом деле я сама сняла это видео [распространившееся в соцсетях] и отправила родителям. Таким образом, я стремилась к тому, чтобы дети сделали правильные выводы, ничего плохого я не хотела. Я сожалею о содеянном», — говорит Шахноза Мадрахимова.
Родители нескольких учеников заявили, что хотели бы, чтобы учительница продолжала работать, признав, что она хорошо учила их детей, а во время карантина даже ходила по домам учеников, чтобы учебный процесс не прерывался.
Kun.uz акцентировал внимание на педагогической и юридической сторонах дела.
На каком основании был расторгнут трудовой договор с классным руководителем Шахнозой Мадрахимовой?
В информации Наманганского областного управления народного образования сообщалось, что директору школы и его заместителям объявлен выговор и предупреждения в соответствии с пунктом 1 статьи 181 Трудового кодекса. Но каковы правовые основания для расторжения трудового договора с учителем?
Меры воздействия на учащихся определены?
Какие методы и приемы могут использовать учителя, а какие – нет при работе с неподготовленными к уроку учащимися? Комиссия посчитала, что «применение такого метода полностью противоречит общепринятым критериям». Но что это за критерии? Что должен знать любой учитель Узбекистана, чтобы не попасть такую же ситуацию?
Учителя переведут на другую работу
Мы связались с пресс-службой Министерства народного образования для уточнения вопросов. По словам пресс-секретаря Лайло Рустамовой, трудовой договор с учительницей Шахнозой Мадрахимовой расторгнут, но областное управление планирует перевести ее на другую работу.
Нельзя применять к ребенку психологическое давление и физическую силу
По данным министерства, трудовой договор с учительницей был расторгнут на том основании, что она нарушила этические нормы и правила внутреннего распорядка общеобразовательного учебного заведения.
Эти правила устанавливают порядок поощрения и меры воздействия на школьников.
В частности, учитель может написать замечание ученику в бумажном или электронном дневнике, а при повторном нарушении ученик может быть включен в список внутреннего контроля школы. Вместе с тем, правилами также предписано заниматься с такими учащимися индивидуально и обсуждать их в классе.
Правила гласят, что к ребенку нельзя применять психическое давление и физическую силу.
Пресс-секретарь уточнила, что применение психологического давления и физической силы к ребенку в нарушение этих правил также может привести к расторжению трудового договора с педагогом.
Можно ли расценивать порицание ребенка одноклассниками как психологическое давление?
Розалия Габдулхакова, психолог:
- Эту ситуацию можно расценивать как давление на учащихся. Причина в том, что в младших классах у ребенка только формируется уверенность в себе. Втягивание ребенка в такую ситуацию может привести к ухудшению его восприятия самого себя и изменению его отношения к учебе.
Кроме того, порицание ребенка среди одноклассников также влияет на взаимодействие учеников. Причина – взаимная конкуренция между детьми. Дети, которые пристыжены однажды, будут желать того же для их сверстников в следующий раз, когда те не сделают уроков. Таким образом, отношения между детьми могут быть испорчены.
«Наказание вызывает у ребенка страх, а страха хватит лишь на несколько уроков».
По словам заведующего кафедрой Ташкентского государственного педагогического института имени Низами, доктора педагогических наук Бекзода Ходжаева, в сегодняшней педагогике вообще нет метода наказания. Современная педагогика не предполагает использования таких методов.
«Учитель не должен подвергать ученика никаким наказаниям, а должен создавать в нем интерес к учебе и мотивацию, поощрять его как внутренне, так и внешне. Таким образом, улучшается поведение школьника и повышается его интерес к наукам.
Педагог должен подходить к каждому ученику индивидуально, ведь физиологические и психологические особенности, характер, темперамент, направленность интересов у детей разные. Если ученик плохо учится, то у него, возможно, нет интереса к изучению данного предмета. В таком случае педагог может оставлять ученика после занятий или дополнительно заниматься на уроке, учитывая его интересы и постепенно доводя знания ребенка до уровня, соответствующего установленным требованиям.
Наказание вызывает у ребенка страх, а страха хватит лишь на несколько уроков, но если у ученика разовьется устойчивый интерес, усвоение материала войдет в привычку», - говорит доктор педагогических наук Бекзод Ходжаев.
Учителя и психологическое напряжение
Бекзод Ходжаев добавил, что учитель не может затрагивать личность или физически наказывать ученика. Также некорректно отправлять видео детей их родителям.
«Но есть и другая сторона, когда родители характеризуют учителя как хорошего педагога. Может быть, он действительно хорош в преподавании. Нравится нам это или нет, в современной инновационной среде обучения учителя также сталкиваются с психологическим стрессом. Мы называем это педагогическим риском. Объективные и субъективные риски всегда влияют на учителя. Возможно, эти аспекты нужно было учитывать при наложении санкций на учителя», — сказал Бекзод Ходжаев.
Действительно, за последние 2 года учителя из-за карантина сначала адаптировались к онлайн-обучению, а сейчас им приходится адаптироваться к условиям электронной документации в общеобразовательных школах. Наставникам, которые постепенно адаптируются к разным нововведениям, возможно, тоже нужна дополнительная психологическая и профессиональная поддержка.
Исходя из случая с учительницей в Намангане, возможно, следует подумать не о мерах наказания, а о создании более справедливой системы для педагогов.
Зилола Гайбуллаева, корреспондент Kun.uz,
перевод: Вадим Султанов.