Недостаток профессионализма или стечение обстоятельств: как спустя 8 лет разоблачили ужасное убийство?

Общество 19:52 / 09.02.2022 21613

Пропавший мальчик

10 декабря 1994 года в 22:00 в доме Мухсина Кадырова, главы одной из самых зажиточных семей города Мангита, поднялась суматоха. Старший сын, 15-летний Рашид, около 21:00 вечера внезапно исчез и не возвращался домой уже больше часа.

Родители провели еще час, утешая себя тем, что их сын, наверное, пошел гулять с другом. К 12 часам ночи у родителей мальчика началась паника. Не было соседей, и знакомых, которым бы не позвонили Кадыровы в ту ночь. Однако все как один твердили, что в ближайшее время Рашида не видели.

Наконец, почти в полночь зазвонил домашний телефон. Взявший трубку Мухсин Кадыров побледнел. Неизвестный сообщил по телефону, что мальчик находится у него и что он убьет Рашида, если его отец к 2 часам ночи не принесет 1 миллион сумов (очень крупная сумма по тем временам) на мост через коллектор рядом с колхозом «Дустлик», а также, если он сообщит о случившемся в правоохранительные органы. Испуганные родители тут же бросились собирать указанную сумму. Поскольку в доме не было 1 миллиона, они собрали все имевшиеся у них и у родственников драгоценности. Родители, которым пригрозили убийством их ребенка, выполнили требование преступников и не сообщили об этом правоохранителям.

Собрав необходимую сумму, в 2 часа ночи с 10 на 11 декабря Мухсин Кадыров оставил деньги и драгоценности в условленном месте и, следуя инструкции преступников, возвратился домой, ожидая, пока вернут его сына. Однако мальчик все не возвращался.

Наконец, в 03:00 снова зазвонил телефон. Тот же самый голос сообщил отцу, что его сын находится на скотном рынке и что он может забрать его оттуда.

Примчавшиеся на скотный рынок мать и отец увидели, что их сын лежит на земле у рыночных ворот. Родители, в сердцах которых еще теплилась надежда на то, что их первенец, на теле которого не было живого места, просто без сознания, внезапно поняли, что его сердце не бьется. Крик отца и рыдания матери эхом разнеслись по ночным окрестностям...

Убийца не установлен

Прокуратура Амударьинского района возбудила уголовное дело по факту умышленного убийства. Был проведен ряд оперативно-розыскных мероприятий.

На глинистом участке возле рынка был обнаружен след тележки (тачки). Следы терялись на асфальтированной дороге. Были взяты образцы со следа, но это ничего не дало.

Спустя месяцы, когда раскрыть преступление так и не удалось, прокуратура была вынуждена приостановить уголовное дело.

Повторные угрозы

Прошли годы. И вот, вероятно, вдохновившись безнаказанностью, преступная группа в 1997 году вновь стала вымогать у Мухсина Кадырова деньги. Ему стали поступать угрозы по телефону, а также в письмах. Теперь уже преступники требовали миллиард сумов, в противном случае угрожая похитить и убить всю семью. На этот раз Мухсин Кадыров не колеблясь сообщил в прокуратуру.

В ночь со 2 на 3 апреля 1997 года в его дом снова позвонили, повторив прежние угрозы. Поскольку правоохранительные органы отслеживали звонки, выяснилось, что звонили из здания «Добровольной пожарной дружины» возле скотного рынка. С телефонного аппарата пожарников в качестве вещественных доказательств были сняты отпечатки пальцев неизвестного лица. Но преступление вновь осталось нераскрытым.

В январе 1998 года домой к Мухсину Кадырову снова было подброшено письмо с требованием 1 млрд сумов. Следующая угроза поступила в апреле 1998 года по телефону.

Преступники так просто не могли оставить надежду на миллиард и продолжали угрожать. В августе 2000 года было получено письмо из Ташкента. В нем также требовали все тот же миллиард.

Звонки и письма с угрозами продолжали поступать. После каждой угрозы уголовное дело и следствие возобновляли. Однако, из-за отсутствия практических результатов, уголовное дело приостановили опять.

Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке

Годы все шли, когда 2 июня 2002 года, на одной свадьбе в Мангите вдруг произошло интересное событие. Один из гостей, некий мужчина по имени Шахзод, захмелев начал спорить с окружающими и крикнул одному из них: «Я уберу тебя, как Рашида». По чистой случайности, на той свадьбе присутствовал одноклассник покойного Рашида, и то, что незнакомец кричал, привлекло его внимание. Молодой человек сообщил об этом в прокуратуру.

Сколько веревочке не виться, а конец будет…через 8 лет

Уголовное дело было возобновлено и следственная группа вновь начала свою работу. Собирали информацию о «Шахзоде, который шумел на свадьбе». Выяснилось, что это - Шахзод Ходжиев, житель Мангита. В различных организациях тайно были собраны образцы его почерка. При сравнении этих записей и почерка в письмах, подброшенных в дом к Мухсину Кадырову, выяснили, что на некоторых письмах – его рука.

При обыске дома Шахзода, в подвале была обнаружена двухколесная тачка. Образцы следов этой тачки совпали со следом, взятым за образец в 1994 году. Тогда тело убитого Рашида везли именно в этой тачке.

Когда отпечатки пальцев, взятые с телефонного аппарата в здании Добровольной пожарной дружины, сравнили с отпечатками пальцев Шахзода, было подтверждено, что отпечатки принадлежат ему.

Преступный план

В ходе следствия Шахзод Ходжиев показал, что он вместе со своим братом Холмирзой и соседом Кудратом Собировым организовали преступную группу и замышляли вымогательство крупных сумм денег у состоятельных семей Мангита.

Одним из таких планов было познакомиться с Рашидом, 15-летним сыном Мухсина Кадырова, зажиточного чиновника в Мангите, и использовать его для вымогательства крупных сумм денег у его отца.

Выяснилось, что Шахзод познакомился с Рашидом для реализации плана. В ходе разговора Шахзод узнал, что мальчика интересуют собаки, и построил на этом интересе преступный план.

В начале декабря 1994 года Шахзод сказал Рашиду, что держит в своем доме овчарку, что у нее родились щенки и что одного из них он хочет подарить ему. При этом Шахзод попросил мальчика не рассказывать об этом родителям.

Юноша пообещал держать все в секрете и вечером 10 декабря около 21:00 тайком вышел на улицу и направился вместе с поджидавшими его Шахзодом и Кудратом к их дому.

Вскоре они пришли к дома Шахзода. Там преступники завели Рашида в сарай под предлогом того, что там находились щенки овчарки, и внезапно начали втроем (к ним присоединился и Холмирза) зверски избивать его. Затем сам Шахзод задушил избитого и окровавленного мальчика...

Уже после убийства Шахзод позвонил юноше домой и заявил, что держит Рашида в заложниках и убьет, если не получит 1 миллион сумов.

Преступная группа, захватив оставленные на мосту деньги и ценности, вернулась домой. Там они погрузили труп Рашида в двухколесную тачку и отвезли тело на скотный рынок.

Шахзод рассказал следователям, что после успешного осуществления преступного плана их группа покинула Каракалпакстан и скрылась в Ташкенте. Позднее они купили дом в Ангрене Ташкентской области и жили там. Чтобы содрать еще денег, Ходжиев посылал письма с угрозами и звонил на дом Мухсину Кадырову из Ташкента, а иногда и из Мангита. Несколько писем он написал сам, а некоторые – под его диктовку, племянник, учащийся школы.

Неотвратимое наказание

В ходе следствия было собрано достаточно доказательств, подтверждающих, что убийство и вымогательство совершались всеми тремя участниками преступной группы. Уголовное дело было передано в суд с обвинительным заключением.

Дело слушалось в Высшем суде Республики Каракалпакстан по уголовным делам, где подсудимых признали виновными по нескольким статьям Уголовного кодекса Республики Узбекистан. Суд приговорил их к длительным срокам заключения.

Подготовил Аббас Салайдинов,
перевод: Вадим Султанов.

Больше новостей