Как был осуществлён трансфер Шомуродова в Италию? Мы организовали беседу об этом и других узбекских футболистах с агентом Элдора Шомуродова Каххором Муминовым.
– Основная часть нашего сегодняшнего разговора, естественно, будет об Элдоре Шомуродове. Но болельщикам также интересно, как вы попали в агентство ProSports Management. Как вы оказались в футболе?
– Я родился в Самарканде. Моя мама родом из России. У неё были проблемы со здоровьем, и ей предложили сменить климат. Она поступила на учёбу в Самаркандский государственный университет, окончила филологический факультет. Потом работала в сфере туризма. Она любит историю Узбекистана, и с удовольствием рассказывает о ней. В Самарканде она познакомилась с отцом. В детстве я занимался в футбольной школе «Динамо». Потом, в возрасте 17 лет, я поехал на учёбу в Москву. В начале 2000-х годов познакомился с Германом Ткаченко. Работал в крупной алюминиевой компании «Русал» под его руководством. Потом Герман Владимирович начал заниматься футболом и стал президентом клуба «Крылья Советов». У нашего предприятия есть опыт не только по созданию футбольного агентства, но и организации механизма деятельности клуба. Тогда ProSports Management, наряду с деятельностью в «Крыльях Советов», участвовал также в приобретении для «Анжи» таких звёзд, как Роберто Карлос, Самуэль Это’О.
– Как вы познакомились с Элдором Шомуродовым?
- Нам его порекомендовал Самвел Бабаян, который в то время был главным тренером национальной сборной Узбекистана. Он уже давно дружит с нашим директором Германом Ткаченко. В одной из бесед Самвел Вячеславович рассказал, что в Узбекистане есть перспективный 20-летний футболист, и в будущем он может стать большим игроком. Тогда Элдора многие не знали.
Мы начали работать с узбекскими футболистами гораздо раньше. Когда мы работали в «Крыльях», в клуб пришел Марат Бикмаев. Потом ProSport Management попросил «Анжи» обратить внимание на Одила Ахмедова. Тогда Одил чуть было не перешёл в московское «Динамо», но Герман Ткаченко забрал его в Анжи. Одил стал лидером «Анжи», потом был хороший трансфер в «Краснодар». Мы с компанией участвовали в его трансфере в клуб «Шанхай СИПГ».
В то время его пригласил главный тренер команды Андре Виллаш-Боаш. В беседе с Германом он несколько раз говорил о том, что ему нравится игра Ахмедова. Виллаш-Боаш охарактеризовал его как воспитанного человека и профессионала. Когда мы характеризуем узбекских футболистов за рубежом, то используем именно это выражение. В общем, когда Бабаян нас познакомил, мы познакомились и пообщались с семьёй Элдора. Вот так и началось наше сотрудничество.
– Часто говорят, что Шомуродов с помощью агентов уехал в Италию. Особенно, в России. Как вы можете это прокомментировать?
- На самом видном месте в нашей компании висит лозунг «Мы не умеем только одно – играть в футбол, но мы делаем всё, чтобы футболисты хорошо играли на поле». Элдор достиг своих сегодняшних результатов своим талантом. Агенты помогают футболистам в разных вопросах, но на поле играют не агенты, а футболисты. Мы вместе добились отъезда Элдора в Европу. Возможно, мы открыли его миру, выбрали правильный путь развития, и его звезда засияла.
- Что вы имеете в виду под правильным путём развития?
- Даже когда Элдор ещё не был основным футболистом национальной сборной, к нему поступали предложения от арабских клубов и из Китая. Но он хотел играть в Европе, и попросил нас найти команду на Западе. Однако, в качестве моста в Европу мы предложили ему чемпионат России. Там он смог бы адаптироваться к играм на высоком уровне, научиться быстро принимать решения, выучить иностранный язык, одним словом, подготовиться к крупным чемпионатам.
Мы не стали предлагать Эльдора в лидирующие российские команды, потому что не хотели, чтобы он там сразу растерялся под большим давлением и конкуренцией. У нас появился вариант - «Ростов». Там было много нападающих-конкурентов. К примеру, Сигурдарссон и ещё один исландский нападающий. Но Элдор, несмотря на серьёзную конкуренцию в «Ростове», боролся и остался в команде. Это очень похвально.
Не могу не упомянуть ещё один аспект. Как в России, так и в Италии отмечают, что он очень воспитанный и трудолюбивый. Сразу вспоминаются слова Андре Виллаш-Боаша. Когда я говорю, что в Узбекистане каждый второй человек такой, для них это кажется необычным, потому что там таких людей очень мало. Воспитание Элдора позитивно влияет на его деятельность.
Вначале ему было нелегко в «Ростове», но Элдор, несмотря на сложную ситуацию, постепенно выучил язык, адаптировался в городе, и постепенно начал хорошо играть в футбол. Он правильно воспринял то, что с ним рядом играют такие сильные футболисты, как Ерёменко, Ионов. Когда я говорю, что человек своим трудом может достичь многого, то всегда привожу в пример Элдора. Парня из отдалённого кишлака у границы с Афганистаном, сегодня узнают на улицах Италии, и хотят с ним сфотографироваться.
- На ваш взгляд, каково сейчас внимание к узбекским футболистам?
- Знаете, раньше на узбекских футболистов не обращали особого внимания. Но сейчас это не так. Во-первых, Одил Ахмедов показал силу узбекских футболистов в Азии и в России, а Элдор доказывает это в Европе. У меня часто спрашивают об успехе узбекского футбола. Я отвечаю, что в каждом районе и городе построены стадионы, государство уделяет внимание футболу. К примеру, Алмалык – не очень большой город, но какой там красивый стадион.
Считаю, что узбекскому футболу многое дали академии «Пахтакор», «Бунёдкор», «Машъал» и «Насаф». Сейчас перспективные ребята стали появляться в Андижане и в Фергане. Также, был очень хороший проект: собрать парней из олимпийской команды в команде «Олимпик», чтобы они играли в Про-Лиге. В России тоже хотели так сделать, но им это не удалось.
– Как проходил трансфер Элдора в Италию? Мог ли Балотелли оказаться на его месте?
- Его трансфер в Серию А стал важным событием не только для узбекского, но и для российского футбола. В то время было очень мало трансферов из-за пандемии. Да, «Дженоа» хотела взять Балотелли, и он с агентом хотел отправиться в Геную и подписать документы. Но главный тренер Маран больше хотел взять Эльдора. Тем не менее, если бы мы немного опоздали, то им пришлось бы брать Балотелли. В то время «Дженоа» задержала с билетами, не был решён вопрос с границей. Тогда Герман Владимирович арендовал самолёт, и мы вылетели в Геную.
– Если учитывать, что агентом Балотелли является Мино Райола, получается, вы оставили позади одного из самых известных агентов мира?
- Да, это так (смеётся).
– Расскажите об интересе «Ювентуса».
– Мы не анализируем не осуществлённые трансферы, но могу сказать, что интерес «Ювентуса» был реальным, и это были не просто слухи в СМИ. Джанлука Ди Марцио говорил, что трансфер Эльдора оценивается примерно в 15 миллионов евро. За год стоимость увеличилась в два раза. Сейчас в Серии А сложно найти нападающего, который адаптируется к лиге и стабильно будет забивать голы. А Элдор начал изучать язык, он очень активен на поле, забивает голы. Поэтому, естественно, что им интересуются.
– В последнее время часто говорят об интересе «Ромы». Ведь Моуриньо смотрел игры Элдора на стадионе.
– Не знаю, насколько серьёзен интерес этого клуба, но Моуриньо лично знаком с Элдором. Кстати, я сделал их совместную фотографию, которую потом выложили в Интернете. Тогда Жозе хорошо отозвался об Элдоре.
– Мы знаем вас как агента Элдора Шомуродова. Вы говорите, что занимаетесь этой работой уже 14 лет. С какими знаменитыми футболистами вы ещё работали?
– Не я, а компания. Клиенты работают непосредственно с компанией ProSports Management. У нас все действуют в интересах компании. К примеру, если я нахожусь в отпуске, или в другом городе, а Элдору что-то понадобится, другой представитель может ему помочь. Говоря о знаменитых футболистах, в начале своей деятельности, я работал с Егором Титовым и Андреем Тихоновым в клубе «Локомотив» из Казахстана. Это было прекрасно, потому что я с восторгом наблюдал за игрой этих футболистов. Потом мы работали с такими футболистами, как Сергей Семак, Андрей Каряка, Игорь Семшов, Сергей Игнашевич, Фёдор Смолов, Олег Шатов.
Теперь многие знают, что в Узбекистане немало хороших футболистов, и мы хотим наладить евразийский проект ProSport. Мы уже начали работу с хорошими молодыми футболистами. К примеру, Иброхимхалил Юлдашев и Хожимат Эркинов. Они уже играют в национальной команде Узбекистана. Одним из самых молодых наших клиентом является Аббос Файзуллаев, он играет в числе запасных «Пахтакора». Советую запомнить это имя. У него очень хорошее мышление, честно говоря, этого не сформировать никакой тренировкой.
– Аббос попал на поле на ЛЧА в составе «Пахтакора». Вместе с ним дебютировали ещё несколько парней. Я подумал: возможно, потери «Пахтакора» к последнему туру произошли к лучшему. Потому что, в противном случае, эти парни не вышли бы на поле.
– Да, каждый кризис означает новую возможность. К примеру, когда в российском футболе начался кризис, и стали уходить такие футболисты, как Халк, Витсель, начали появляться новые молодые российские футболисты. Пришлось давать им возможность. В то время многие не знали парней из российской олимпийской команды, а сейчас молодые русские парни играют в хороших командах.
- С какими узбекскими футболистами ещё вы работаете?
- С Алишером Одиловым из «Олимпика», Русланом Розиевым и Улугбеком Хашимовым из «Нефтчи». Они также играют в олимпийской команде. Самый молодой наш клиент – это Миркомил Абдураззоков. Он – центральный защитник в дубле «Пахтакора».
– Объясните читателям: как налажена система работы с агентом? Вы платите деньги футболистам за то, чтобы они с вами работали?
- С момента создания организации мы не платили ни одному футболисту, это неправильно. Мы работаем и с самодостаточными футболистами, и с молодыми футболистам, нуждающимися в помощи. Им может понадобиться помощь в простых вопросах. Иногда эта помощь заключается в простом совете. Главное, профессиональной обслуживание. Иногда, согласно договору, мы можем организовать стипендию для молодых футболистов, которые зарабатывают мало. Но мы никому не платим, за то, чтобы они работали с нами.
В России наблюдаются изменения в поведении молодых футболистов, но с узбекскими футболистами в этом плане проблем меньше. К примеру, вчера я побывал дома у Хожимата Эркинова, пообщался с его отцом, братьями, и убедился, что дополнительный контроль там не нужен. От трансфера или хорошего контракта мы можем заработать. Поэтому мы всегда заинтересованы в карьерном росте наших клиентов.
В нашей работе основным является человеческий фактор, ведь не всё зависит от денег. К примеру, мы дружим семьями с нашими многолетними клиентами. Мы прежде всего должны уважать футболистов. Не стоит выбирать агента по деньгам. Я слышал легенду о том, как Мендеш, агент Роналду, подарил ему в свое время Ferrari за подписание контракта. Но ведь Мендеш тогда не знал, что паренек из «Спортинга» станет сегодняшним Роналду? Просто, когда они прогуливались вместе, Роналду понравилась эта машина, и на другой день он увидел возле своего дома такую же. Это был подарок от Мендеша.
Что касается задач агента, мы, прежде всего, оказываем футболисту юридические услуги, даём ему профессиональные консультации. Если парни учатся, помогаем с учёбой.
– Вы можете сравнить клиентов из Узбекистана и России?
- В России многие родители хотят, чтобы их дети играли в российских клубах, потому что там платят хорошую зарплату. А в Узбекистане многие думают об отъезде за границу. Потому что здесь только в «Пахтакоре» платят зарплату на европейском уровне. Да и футболисты сами заинтересованы играть за рубежом. К примеру, Машарипов получал хорошую зарплату, но уехал покорять другие поля.
– Кстати, мы слышали, что вы работали с Машариповым, правда ли это?
–Да, мы могли бы работать вместе. Когда мы подписали договор, собирались отправить его в Россию или в Европу, но футболисту поступило предложение из Саудовской Аравии. Как бы то ни было, я желаю ему только удачи, он – сильный игрок.
– Вы работаете с Остоном Уруновым?
- Можно сказать, и да, и нет. Мы работаем в региональном масштабе. Помимо «Спартака», Остоном серьёзно интересовались ЦСКА и «Рубин». Особенно, его игра очень понравилась Леониду Слуцкому. Мы хотели, чтобы он перешёл в ЦСКА, но нас не послушали. В «Спартаке» играл Шамиль Газизов, и Остон перешёл туда.
– Что вы можете сказать о парнях, игравших в Беларуси, к примеру, о Яхшибоеве?
– Я не работал с ним, но могу сказать, что он – хороший футболист. Сейчас он начал играть в чемпионате Польши. «Легия» - это очень хорошая команда. Следует признать, что его агенты хорошо поработали. Потому что трансфер осуществлялся постепенно, и футболист попал в Польшу через Беларусь.
В качестве примера ошибочной работы агентов можно привести трансфер Жасура Жалолиддинова. К примеру, когда мы отправили Эльдора в «Ростов», он уже играл в основном составе национальной команды Узбекистана. Но Жалолиддинова, несмотря на молодость, перевели в «Локомотив». Скажем, мы тоже могли бы перевести Эльдора в топ-команды России, но не хотели, чтобы он перепрыгивал уровень роста. Когда Жалолиддинов попал в «Локомотив», Николич уже сказал, каких футболистов нужно взять, в команде закончился лимит легионеров. Агенты, зная об этом, отправили молодого парня в «Локомотив», заработали какие-то деньги. А потом футболист снова вернулся в Узбекистан.
Хочу обратиться к родителям молодых футболистов, будьте осторожны, если вам обещают золотые горы, действуйте по принципу «семь раз отмерь, один раз отрежь».
– В узбекском футболе часто налагают штрафы после отъезда легионеров. Что нужно сделать для предотвращения таких случаев?
- Клубы вначале не хотят тратить деньги на хорошего юриста, а потом их обманывают. По-моему, в случае, о котором вы говорите, выплачивается сумма, приведённая в договоре футболиста. Поэтому нужно внимательно прочитать условия договора, прежде чем его подписать. Мы, к примеру, до регистрации каждого трансфера, работаем с серьёзными юридическими компаниями, занимающимися международным правом.
Беседовал Уткир Жалолхонов