Растёт количество случаев, когда людям звонят на мобильный телефон неизвестные, представляются сотрудниками Центрального банка, коммерческих банков, платёжной организации или платёжной системы, сообщают о взломе мобильного приложения и блокировке банковской карты, о попытках незаконного снятия денег с карты и тому подобную ложную информацию. Они заявляют, что если немедленно не принять меры, человек может расстаться со всеми накоплениями. А потом у людей реально пропадают деньги.
Блогер Шахноза Соатова рассказала о ситуации, произошедшей с одним из её подписчиков:
«Мне позвонил парень, представился Артёмом. Говорили на русском языке. Он заявил: «Я звоню вам из Центрального банка. Сейчас с вашей карты произведена попытка оплаты 2 млн сумов для OLX.UZ через мобильное приложение (Click, Payme, приложения коммерческих банков). Это были вы? Есть ли у вас сейчас доступ к мобильной системе Click? Давайте проверим.
Я сразу же спросил: «Подождите, из какого Центрального банка вы звоните?». Артём ответил: «Из Центрального банка города Ташкента». Я продолжил расспрашивать: «Из какого отдела?». Уважаемый Артём, немного замешкавшись, ответил: «Из отдела безопасности».
- Извините, Артём, какое отношение вы имеете к мобильной системе Click?
- Но ведь мы – Центральный банк, у нас есть доступ ко всем системам.
- Тогда с какой карты произошла попытка оплаты? (У меня 2 карты, поэтому я задал этот вопрос).
- С карты Центрального банка.
- С каких это пор Центральный банк выпускает карты? Центральный банк не выдаёт карт, Артём, - сказал я, и он сразу же повесил трубку.
Во время беседы на заднем фоне доносились звуки кол центра. Было слышно, как молодые голоса кому-то что-то объясняют на русском языке. До меня донеслось слово «прокуратура».
Мне кажется, что мошенники проникли и в Узбекистан, или они взломали базу данных Click. Потому что этот самый Артём в ходе беседы полностью назвал моё имя, фамилию и отчество. Может, бог наставит заблудших на путь истинных, а у Артёма проснётся совесть».
Один из подписчиков, побеседовавших с корреспондентом Kun.uz, рассказал о краже денег из его электронного кошелька.
«Проверяя свой мобильный кошелёк, я увидел, что на посторонний номер было переведено 40 тысяч сумов. Я никому не сообщал код своего мобильного кошелька, и очень удивился. Дабы внести ясность, обратился к сотрудникам мобильного кошелька через Telegram. Они вошли в настройки безопасности, и попросили проверить, не подключён ли к этому кошельку ещё кто-то. Я проверил, и удостоверился, что кроме меня, никого там нет.
Я засомневался, и позвонил по номеру, на который были переведены деньги. Человек на том конце провода заявил, что никаких денег не получал, и положил трубку. Больше я не смог дозвониться до него. Через 15 дней с пластиковой карты моего отца тоже кем-то были сняты деньги. Сумма была не очень большая, поэтому я не посчитал нужным обращаться к правоохранителям.
Эти люди грубо нарушают понятие Data privacy (Конфиденциальность информации – ред.). А сколько людей, поверив мобильным приложениям, ввели свои карты в систему?» - говорит наш собеседник.
Другой пользователь утверждает, что этот же «Артём» позвонил ему 4 мая в 12:58, и попросил данные карты по объявлению в мобильном приложении OLX.UZ. Но у гражданина не было денег на пластиковой карте, он начал расспрашивать, что да почему, и «Артём»повесил трубку.
Потом гражданин перезвонил «Артёму», но не смог дозвониться. По словам автора обращения, «Артём» также назвал все его личные данные.
Согласно наблюдениям, мошенники часто обманывают продавцов на сайтах, занимающихся куплей-продажей через Интернет, и воруют деньги с их пластиковых карт.
«У меня тоже был случай с мошенничеством на пластиковой карте. Я хотел продать свой телефон, и разместил объявление в мобильном приложении OLX.UZ. В объявлении я, естественно, указал свой номер телефона. Потом мне в Telegram написала девушка из Бухары, если не ошибаюсь, по имени Лола. Она сообщила, что мой телефон ей понравился, и отправила ссылку, чтобы перевести деньги на мою карту через онлайн-перевод.
Проверив ссылку я увидел, что там запрашиваются почти все данные: номер, срок действия пластиковой карты, и ответил Лоле, что я продам ей телефон, только если она переведёт деньги традиционным способом, через Payme или Click. В ответ «покупательница» заблокировала меня.
Мне поступило ещё два обращения от таких клиентов. По-моему, они активно следят за мобильным приложением OLX.UZ, и выходят на связь с теми, кто размещает там объявления» - говорит другой подписчик.
Руководитель мобильного приложения OLX.UZ Дониёр Тургунов подтвердил, что такого рода мошенничество стало очень популярным.
«Граждане дают объявления на сайте для продажи своих вещей. Через некоторое время находятся покупатели, пишут вам, торгуются. При этом они говорят, что перевели деньги за товар, и вам нужно проверить счёт по ссылке.
Ссылка является новым видом мошенничества. Там установлена система снятия денег с вашей карты. Если вы перейдёте по ссылке, появится сайт, внешне похожий на наш. Но он не имеет к нам никакого отношения, потому что у нас нет услуги доставки. Во-вторых, мы не спрашиваем никаких данных о картах. В целом, мы не являемся платёжной системой.
Это – вид мошенничества. Вам пишут в Telegram. Вы открываете ссылку. Там спрашивают номер вашей карты для снятия денег. Вы пишете номер карты, денег там, естественно, нет, но зато на ваш телефон отправлен секретный код, с помощью которого все средства с вашей карты будут украдены» - говорит Дониёр Тургунов.
Пресс-служба Центрального банка заявляет, что сотрудники банка не спрашивают разовый SMS-код, поступивший на мобильный телефон, мобильные приложения, логин и пароль, предоставляющие право доступа к веб-приложениям, и призывает не предоставлять никому этих данных.
Выводы
Граждане, в основном, не проявляют бдительности, а мошенники этим мастерски пользуются. Поэтому нужно быть предельно внимательными при выполнении онлайн-операций с банковскими картами, проверять подлинность платформы до ввода данных о карте, никому не сообщать секретных кодов.
Если ситуация кажется вам подозрительной, обязательно перезвоните и уточните. Потому что вернуть снятые средства, и определить, кто их украл, очень сложно, зачастую практически невозможно.
Воровство средств с пластиковых карт встречается очень часто. Удивительно, но многие попадаются на удочку интернет-мошенников не единожды, по нескольку раз. Люди, предоставившие кому-то секретный код, отправленный по SMS, лишаются денег, но через некоторое время снова повторяют эту же ошибку.
Подготовил Достон Ахроров
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва