- Расскажите о себе, как вы поступили на учёбу в этот университет?
- В нашей семье уделялось большое внимание образованию девочек. Мои родители – простые учителя, поэтому мне не ставили никаких преград для получения образования. Но, как это обычно бывает в узбекских семьях, родители были против моей учёбы за границей. Поскольку, у нас существует общее понятие: ты молодая девушка, лучше учись здесь или выходи замуж. В 2009 году я получила письма о приёме и стипендии из многих престижных университетов: Emory University, Warwick, UCL. Но, волею судьбы, я стала учиться в Джизакском государственном педагогическом институте на основе гранта.
После окончания университета работала учительницей английского языка. Многие мои ученики получали высший балл по IELTS, участвовали в олимпиадах. Учитель может стать хорошей мотивацией для учеников. В ходе своей деятельности я участвовала во многих международных конференциях, моделях ООН, и сама тоже организовывала. В целом, как у парней, так и у девушек, большую роль играют лидерские качества и нетворкинг.
В 2019 году я работала в компании Edu-Action. Потом начался карантин, появилось свободное время, и я постаралась достичь своей многолетней цели – учиться за рубежом. Родители на этот раз поддержали меня, и теперь я учусь в магистратуре в Италии на основе гранта.
Я получила письма из более чем 20 университетов. Но многие посольства были закрытыми, да ещё в Италии мне предложили грант, вот я и выбрала эту страну. Университет Сапиенза в Риме – очень авторитетное высшее учебное заведение. Я обучаюсь по направлению «Экономика и право» на юридическом факультете университета. Параллельно заканчиваю магистратуру по направлению «Гидовое сопровождение и переводческая деятельность» Университета мировой экономики и дипломатии.
На своём примере я убедилась, что, если старший ребёнок в семье будет хорошо учиться, он станет примером для младших. Я – старшая из троих детей в семье, поэтому мой брат и сестра также устремились за мной. Они получили высшее образование, сестра учится в магистратуре университета Вебстер в Ташкенте, а брат работает старшим менеджером на предприятии.
- Как вы считаете, насколько важна для Узбекистана сфера, которую вы изучаете?
- Как я уже говорила ранее, сейчас я обучаюсь по направлению «Экономика и право». Но не хочу на этом останавливаться. Моя цель – стать защитником прав человека. В этой сфере предстоит очень много работы в Узбекистане. У нас есть хорошие законы, но их исполнение неважное. В таких условиях люди не могут чувствовать себя в безопасности.
Также, в последнее время в стране ведётся работа по привлечению инвесторов, бизнесменов, поэтому законы должны действовать по максимуму. Иностранные инвесторы могут заинтересоваться нашей страной не после того, как увидят красивые города, а только почувствовав свою безопасность с юридической и политической точки зрения.
Что касается моей главной цели, в условиях Узбекистана не налажена социальная защита женщин и детей, реализация их прав. Не дай бог, если они заболеют раком или другими тяжёлыми заболеваниями, нет никакой страховки или фонда, либо другой спонсирующей организации. Нам нужно поработать над социальной защитой, правами женщин и детей. В будущем я хотела бы продолжить научную деятельность, а также стать юристом по правам человека.
- В чём самая большая опасность учёбы за рубежом для девушек, и в чём преимущество?
- Это касается не только девушек. Такие взгляды касательно девушек также являются стереотипными. Они сформировались на основе страха, потому что, из-за некоторых женщин, занимающихся непотребными делами за границей, многие не отпускают своих дочерей в дальние страны.
Не только для девушек, но и для всех существуют плюсы и минусы учёбы за рубежом. Плюсы – в международном образовании, особенно, если это престижный вуз, чувствуется большая разница. Здесь требуют не форму и посещаемость, а знания. На экзамене дают возможность ответить 5 раз. Если я недовольна полученной оценкой, могу пересдать. Я училась в Узбекистане, поэтому могу сравнить. У нас в государственных университетах экзамен сдаётся один раз, и все надеются на «снисхождение» учителя, какую оценку он поставит.
Теперь о минусах. Когда девушкам приходится работать, чтобы оплачивать квартиру, питание, а если они учатся на контракте, для оплаты контракта, они не могут заняться любой работой, как парни. К примеру, они могут лишь ухаживать за пожилыми людьми, детьми.
Что касается безопасности в государствах Европы, с моего приезда я не сталкивалась с какими-либо проблемами. У нас бытуют взгляды: не нужно доверять девушкам и отпускать их на учёбу за границу, иначе они испортятся, но на самом деле это не так. Всё зависит от воспитания, полученного от родителей.
- Что бы вы сказали девушкам, желающим учиться за границей, и их родителям?
- Если у ребёнка есть желание и талант, по возможностям, конечно, я попросила бы поддержать его. Потому что, обучив сына, вы дадите образование своему ребёнку, но, обучив дочь, принесёте пользу всей семье и обществу. Хотелось бы, чтобы наши девушки также становились видными математиками, физиками, юристами. При этом очень важна поддержка и понимание родителей.
- Сколькими языками вы владеете? Подтверждается ли на практике народная мудрость «тот, кто знает язык – знает народ»?
- Я – учительница английского языка, мой уровень – С1. Недавно начала изучать итальянский и испанский языки. Если везде будете говорить на языке страны пребывания, дела пойдут быстрее и легче, это также полезно для взаимных контактов.
Хорошо читать книги в переводе, но, чтение в оригинале воспринимается иначе. Я также работаю по переводческому направлению, и знаю, что очень сложно выразить слова, выражения, предложения на другом языке, так же как в оригинале. Там присутствует дух нации.
- Расскажите о своих впечатлениях об итальянском народе.
- Местные узбеки называют Италию вторым Узбекистаном, потому что есть много общего. Итальянцы любят детей, привязаны к семье, им нравится собираться всей семьёй за столом и беседовать, как в наших чайханах. Они не очень пунктуальны, всегда опаздывают. Присутствует и бумажная волокита, бюрократия, как у нас.
Итальянцы значительно отличаются от других народов Европы. Они очень уважают традиции, всегда навещают родителей, бабушек, дедушек, собираются за одним столом, ходят с детьми в парки и места отдыха.
Также, итальянцы – очень сплочённый народ. Скажем, если нарушены права какого-нибудь журналиста, учителя, врача – все вместе с этим борются. Когда Берлускони был премьер-министром, один журналист подал на него в суд, и выиграл.
Италия – центр католичества, поэтому в Риме люди очень религиозны. Они уважают не только католичество, но и другие религии, здесь сильна толерантность. Однажды на прогулке, увидев по моему платку, что я – мусульманка, со мной поздоровались «Ассалом алейкум». Считаю, что это – уважение к представителям других религий.
- Какие профессии в Италии являются самыми почётными?
- Здесь одинаково уважают всех людей, какая бы профессия у них ни была. Будь то простой повар или уборщица, их ценят, если они хорошие специалисты своего дела. Вместе с тем, особо уважают врачей и учителей.
- Бывали ли вы в сёлах Италии? Можете сравнить с Узбекистаном?
- Итальянские сёла очень похожи на наши Бахмал, Заамин. В целом, итальянцы очень любят природу, в свободное время они часто выезжают за город. Я бывала в местах недалеко от Рима, но их нельзя назвать сёлами. Поскольку, в этих местах на лоне природы имеется вся необходимая инфраструктура, и горожане часто приезжают туда на отдых.
Из-за карантина я не смогла посетить другие города, кроме Рима. Но летом планирую побывать в других городах и странах Европы.
- На ваш взгляд, что важнее всего для достижения цели?
- Для достижения цели ничто не может стать преградой: ни возраст, ни ограниченные возможности в финансовом плане. Главное, стремитесь, изучайте язык, и не отступайте.
Беседовал Йигитали Махмудов
перевод: Анастасия Ткачёва,
Диана Султанова