Спустя два дня после этого события он шёл навестить брата, внезапно упал на дороге и скончался.
Корреспондент Kun.uz пообщался с двоюродным братом покойного Лутфиёром Халиловым, участковым инспектором Ойбеком Махмудовым, председателем МСГ «Калинпустин» Фарогат Тожиддиновой о деталях происшествия. В ходе расследования была изучена новая информация.
На второй день расследования мы побеседовали с матерью, сестрой покойного Ахрора Анварова, его товарищами из цеха по производству шлакоблоков, очевидцами его конфликта с сотрудниками ОВД из-за маски, свидетелем, видевшим, как он упал без сознания, заведующим приёмным отделением диагностики районного медицинского объединения, травматологом, принимавшим больного, начальником реанимационного отделения и другими.
Кража в махалле…
Нам рассказали, что 30 марта обокрали один из домов по улице Кургонча МСГ «Калинпустин». Председатель МСГ «Калинпустин» Фарогат Тожиддинова, участковые инспекторы Ойбек Махмудов, Азимжон Каримов и Таваккал Юрсинов пришли в этот дом для осмотра.
Инспекторы, будучи в махалле, увидели, что Ахрор Анваров идёт по улице без маски. Конфликт начался именно с этого. Потом вышли соседи, чтобы утихомирить сотрудников ОВД и Ахрора. В конечном итоге, Ахрора посадили в машину и увезли в кабинет участкового инспектора. Вслед за ними на своей машине поехал дядя покойного – Умид Халилов.
«Парня посадили в жёлтый «Жигули» и увезли» - соседка покойного
Жительница этой махалли Рисолат Ахмедова 31 марта своими глазами видела, как Ахрора Анварова задержали сотрудники органов внутренних дел.
«Я каждый день выхожу на улицу и сижу возле дома. Ахрор 3-4 раза в день проходил мимо меня. Он ходил на работу в цех шлакоблоков, потом навещал брата Ахмаджона, который сейчас в коме, относил ему еду, чай в термосе и хлеб.
31 марта я предупредила его: «По улице ходят сотрудники органов, ты без маски, они могут задержать тебя». Он ответил: «Я возьму маску у сестры, и потом надену», и пошёл дальше. Через некоторое время послышался шум. Я подошла поближе, и увидела, что Ахроржон препирается с тремя сотрудниками органов внутренних дел. Инспекторы посадили парня в жёлтый «Жигули». Увидев это, я заплакала.
2 апреля я тоже видела, как он шёл по улице, нёс в целлофановом пакете 4 лепёшки и термос. Потом я узнала, что он упал и умер…» - рассказала она.
«Я сказал: «Командир, оставьте, не делайте этого» - один из очевидцев
Сардор Рустамов, ставший очевидцем событий 31 марта, также рассказал о произошедшем.
«В тот день я разговаривал со своим знакомым на улице. В махалле за день до этого произошла кража. Вдруг в начале улицы стали собираться люди. Я пошёл туда и увидел, как моего товарища Ахрора сажают в машину. Никто не препятствовал действиям людей в форме. Я только попросил: «Командир, оставьте, не делайте этого».
Ахрор заявил: «Пусть придёт мой отец, потом я сяду в машину». Потом я попросил: «Составьте протокол здесь, не забирайте Ахрора». Женщины заголосили.
Потом пришёл аксакал махалли. Он сказал: «Не делайте этого. Брат Ахрора уже 6 месяцев лежит в коме, парню и так трудно». Инспекторы не могли затолкать Ахрора в машину силой. Потом пришёл его дядя Умид ака и велел Ахрору сесть в машину. Во время конфликта с сотрудниками органов у Ахрора порвалась куртка. Он послушался дядю и сел в машину, они уехали.
Ахрор очень испугался и побледнел как полотно. Через час-два Ахрор вернулся в маске. А через 2 дня произошла трагедия, он был хорошим парнем» - сказал Сардор Рустамов.
«Сотрудник органов сказал аксакалу: «Не вмешивайтесь» - соседка покойного
Соседка Ахрора Анварова рассказала об увиденном.
«На днях в махалле произошла кража, поэтому обстановка была неспокойной. Потом вдруг послышался шум. Я пошла туда и увидела, что сотрудники органов внутренних дел держат Ахрора. На крики вышли дядя и дедушка покойного. Дядя сказал: «Отпустите его, это мой племянник», но инспекторы не отпустили Ахрора. Пришёл аксакал махалли. Я слышала, как он говорил: «Отпустите парня».
Ахрор сильно испугался и побледнел. Его дядя Умид ака поехал вслед за машиной участкового. Я знаю Ахрора с детства. Он всегда был здоровым. Занимался тяжёлым трудом» - рассказала Шарифа опа.
«Ахрор умер на моих руках» - друг покойного
Друг и коллега Ахрора Анварова Жавохир Уктамов стал свидетелем его смерти.
«Я работаю в цехе по производству шлакоблоков. Ахроржон жил с нами в одной махалле. Мы дружили с детства.
31 марта этого года мы втроём начали выносить шлакоблоки. С Ахрором было всё в порядке. В день трагедии он принёс нам обед. Мы предложили ему пообедать вместе, но он отказался и стал говорить с кем-то по телефону, вышел на улицу.
Через 5-10 минут с улицы послышались крики, зов о помощи. Я выбежал из цеха, следом за мной – товарищи. Увидел, что Ахрор лежит на земле. Голова его в пыли, нижняя часть лица со рваной раной. Я растерялся. Сказал ему встать, но он и не пошевелился.
Соседи вынесли воды, я побрызгал ему в лицо. Но он не встал. Он был у меня на руках на последнем издыхании. Мы отнесли его в сторону гузара. Подъехал один знакомый мужчина на машине, и мы отвезли Ахрора в больницу.
Он был здоров. Со смехом рассказывал нам о событии с маской. Сказал, что немного не поладил с инспекторами. Он был довольно щуплым, но работал наравне с нами, был крепким парнем, как физически, так и морально. Хотя у него была впалая грудная клетка, от рождения. В тот день он был в хорошем настроении» - рассказал Жавохир Уктамов.
«Он был худым, но жилистым» - парень, работавший с покойным
Баходир Тургунов, работавший в цехе вместе с покойным, также побеседовал с нами.
«Я знал покойного Ахрора в течение двух лет. Он управлял делами в цехе. В тот день он принёс нам обед, и вышел на улицу. Через минут пять на улице поднялся крик. Вышли, а там такое.
Он был худым, но жилистым. Запросто поднимал шлакоблоки, грузил их в машину. Его брат был в коме, поэтому часто он был грустым» - сказал он.
«Он упал как подкошенный» - очевидец происшествия
Мы нашли Алижона Аскарова, видевшего своими глазами, как Ахрор упал на улице 2 апреля.
«Я сидел на скамейке у чайханы. Ахрор прошёл мимо меня, не такой как обычно. И вдруг он зашатался и упал как подкошенный. К нему подбежал один из цыган, собиравших металлолом, потом и я подоспел.
Я толкнул его, чтобы расшевелить, он пару раз застонал. Потом я позвал на помощь. Собрались люди. Немного позже он умер».
Что говорят врачи?
Корреспондент Kun.uz побывал в районном отделении скорой медицинской помощи, куда отвезли покойного, и побеседовал с медицинскими работниками.
«К нам привезли Ахрора Анварова в безжизненном состоянии. Его доставили в реанимационное отделение. На его лице были следы повреждений» - сказал заведующий приёмным отделением диагностики медицинского объединения Кувинского района Икромжон Хасанов.
«2 апреля к нам доставили Ахрора Анварова. Сразу отвезли его в реанимацию. Но пациент скончался до приезда к нам» - сказал травматолог Музаффар Позилжонов.
«Ему делали операцию по воронкообразной деформации грудной клетки. Этот больной раньше уже был у нас.
Он мог сначала потерять сознание, а потом упасть. Часто так и происходит. Сердце останавливается, а потом человек падает наземь» - сказал начальник реанимационного отделения Дилшод Абдумаджидов
В ходе расследования выяснилось, что брат покойного Ахрора Анварова Ахмаджон лежит в реанимационном отделении центральной больницы района с 1 ноября 2020 года. Сейчас за пациентом ухаживает его сестра Мохира Анварова.
«Если скажешь правду, половину краденого возьмёшь ты, а половина останется нам»
«Когда брат вступил в конфликт с инспекторами, я была в больнице, у брата Ахмаджона. Услышав о происшествии, я позвонила Ахрору. Оказалось, что его в прошлый раз уже предупреждали. По словам брата, его задержали из-за того, что он дважды попался без маски. Ему угрожали арестом на 15 суток. Во время инцидента ему порвали куртку.
Инспекторы сказали моему брату: «Если ты совершил кражу в этой махалле, скажи. Тогда половину краденого возьмёшь ты, а половина останется нам, поделимся поровну». Ахрорбек расплакался. Потом он дома ни с кем не разговаривал.
Когда дома кто-то звал его по имени, он не откликался. Не знаю, может он испугался. Потом он долго спал. Впал в депрессию. До этого я не слышала, что мой брат чем-то болеет. Считаю, что это произошло от испуга» - говорит сестра покойного.
«Мой сын был здоров, неужели я бы не знала, что у него больное сердце» - мать покойного
Мать покойного Мофилахон Халилова также отметила, что её сын был здоров.
«31 марта я услышала от соседей о том, что Ахрора забрали сотрудники органов внутренних дел. Он вернулся домой очень бледным. В цехе были наши рабочие. Я собрала ему поесть, и спросила: «Ахрорбек, как ты?». Он ответил: «Хорошо, мама».
Мой сын всегда был весёлым. Увидев, что он загрустил, я спросила, что случилось. Мой бедный ребёнок ответил: «Ну разве так можно? Инспекторы сказали: «Если ты возьмёшь на себя кражу, поделимся пополам». Они, что, совсем дураки?». Он был бледен, как полотно. Больше он ничего не сказал.
С тех пор, как мой старший сын впал в кому, мы потеряли покой. Ахрор ухаживал за братом. Он никогда не пошёл бы на воровство. Он был вполне здоров. Ни разу ни на что не жаловался. Неужели я бы не знала, что у него больное сердце. Я спросила: «Сынок, ты испугался?», он ответил: «Нет». У него было крепкое сердце.
Инспекторы порвали ему куртку. Я потом только увидела. Сын специально не показал мне порванную куртку, чтобы я не расстраивалась. Он спрятал эту куртку. Услышала об этом от соседей.
Я работаю в школе. 2 апреля собиралась на работу. Мы вместе пили чай. Я сказала: «Сынок, я пойду на работу, а ты отнеси обед рабочим цеха. Отнеси им попить. Он ответил: «Хорошо, мама», и вышел.
Он был здоров. Я не помню, как я прибежала из школы. Тело сына было в синяках. Наверное, пытали его, прижали к стенке и били. Я уже выплакала все слёзы. Один сын в коме, другой умер, что мне теперь делать, как дальше жить?» - сокрушается женщина.
После беседы с матерью покойного мы пообщались с дядей Ахрора Умидом Халиловым, который прибыл в помещение органов внутренних дел вместе с племянником. Мы не смогли с ним побеседовать в прошлый раз.
Умид Халилов был непосредственным свидетелем событий 31 марта. Он подтвердил, что сотрудники ОВД не оказывали давления на племянника, так как он вошёл в кабинет инспекторов вместе с Ахрором.
Kun.uz продолжает наблюдать за развитием событий.
Сарвар Зияев, Абдували Курбонов,
корреспонденты Kun.uz
перевод: Анастасия Ткачёва,
Диана Султанова